01:53
+15 C°
Пробки:   0
$
64.3352
72.2291

Меры для обеспечения защиты права предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности. Проблемы и пути решения.

22 марта 2016 года
1870
Меры для обеспечения защиты права предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности. Проблемы и пути решения.
Инвестиционное право сегодня не только находится в центре внимания общества, но и требует серьезного изучения уже достигнутого, а также глубокой проработки новых представлений и понятий, скорейшего создания в экономической жизни страны основных условий реализации успешного инвестиционного процесса, изменения массовой психологии и серьезного массового обучения в данной отрасли.

Перевод свободных средств и активов в инвестиции – вопрос доверия населения государству, неизменных инвестиционных правил игры, отладки действенного механизма защиты прав и интересов массовых инвесторов, и целого ряда других факторов, включая государственное регулирование инвестиционной деятельности, с одной стороны, как экономического процесса, а с другой – правового.

В свете сказанного становится понятным сегодняшний интерес общества к этой проблеме, а что касается ее изучения в совсем еще недавнем прошлом, нужно отметить, что внутренние инвестиции как таковые не могли быть предметом изучения как экономистов, так и юристов по той простой причине, что их не было в принципе.

Парадоксально, но факт: внутригосударственное инвестиционное право в отечественной юридической научно-практической сфере до последнего момента остается практически неисследованным в полном объеме. Работ по российскому инвестиционному праву очень мало. Особенно в свете того, что отечественная правовая литература в последние годы разделялась на отрасли и подотрасли невиданными темпами. Последнему есть свое объяснение.

Объективное развитие отечественной юриспруденции подталкивает специалистов, вынуждая идти в ногу со временем, на разработку новых подотраслей, комплексных правовых образований, отраслей, институтов. Так что, думается, в недалеком будущем мы «догоним и перегоним Америку» в этой сфере. Данный вывод был сделан еще в 2006 году, но стоит отметить, что кардинальным образом ситуация не поменялась до сих пор. Вопрос внутригосударственных инвестиций остается открытым с правовой точки зрения.

Сегодня состояние российской экономики характеризуется наличием негативных явлений, связанных с различными факторами, в том числе с последствиями мирового финансово-экономического кризиса.

Тем не менее, российское государство в среднесрочной и долгосрочной перспективе ставит перед собой и обществом стратегические задачи, среди которых повышение эффективности и конкурентоспособности производства, рост производительности труда. Ставится задача стимулировать инновационную направленность промышленности, снизить сырьевую зависимость экономики, добиться выхода значительной части бизнеса «из тени».

Решение названных задач невозможно без создания благоприятных условий развития инвестиционных отношений, без формирования исполнительными и законодательными органами власти регулирующего данный процесс законодательства, с учетом и положительного, и отрицательного историко-правового опыта России.

Проблемы существующего правового регулирования инвестиционных отношений, недостатки Законов «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1999 г., а также «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» 1991 г., как основных источниках регулирования рассматриваемой области правоотношений, до сих пор не учтены и не устранены, что препятствует решению стоящих перед российским государством и обществом задач.

В настоящее время регулирование бюджетного инвестирования в финансовом законодательстве осуществляется лишь в самом общем плане.

Указанная проблема приобретает особенную остроту в связи с очевидной в последние годы необходимостью скорейшей смены ориентиров развития национальной экономики с ожидания иностранных инвестиций, на развитие экономических и правовых основ внутреннего инвестирования.

При этом представляется, что в условиях продолжающегося построения правового государства, эффективная реализация существующих заявлений о необходимости повышения «социальной ответственности бизнеса» (в настоящее время, к сожалению, носящих лишь декларативный и внеправовой характер), невозможна без системного совершенствования существующей нормативно-правой базы.

В целях регулирования инвестиционной деятельности государство использует самый доступный и самый действенный регулятор – право. Однако российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград. Кроме того, правовая система России не обеспечивает защищенности иностранных инвесторов в должной мере, а законы зачастую не соответствуют друг другу.

В 2016 году в связи со сложившейся ситуацией в Российской Федерации Президент поставил задачу повысить уровень инвестиционной активности предпринимателей.

Для обеспечения защиты предпринимателей Генеральная прокуратура РФ организовала проверку исполнения законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности. В ходе проверки будет дана оценка законности выполнения региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления возложенных на них полномочий по указанным вопросам.

Перед органами прокуратуры поставлена задача добиться фактического устранения выявленных нарушений закона и привлечения к установленной ответственности чиновников, препятствующих ведению бизнеса и развитию инвестиционной деятельности. Предприниматели-инвесторы, столкнувшиеся с административными барьерами, могут обращаться в органы прокуратуры за защитой и восстановлением своих нарушенных прав и законных интересов.
Выводом из вышесказанного можно назвать необходимость глубокого и системного изучения инвестиционного процесса в общем, в том числе, для систематизации всего пласта законодательства, затрагивающего инвестиции в РФ, а также государственное регулирование инвестиционной деятельности, в частности, так как без регулирования «сверху» данный процесс может превратиться в хаос даже на первых шагах формирования.

Информацию подготовил. Балабан Эдуард Федорович – руководитель направления Московского антикоррупционного комитета при Московской ТПП.

 

Раздел: Культура

Последние новости

Смотреть все
Названы способы решения проблем с сотовой связью и мобильным интернетом в Москве
19 июня 2019
394
Многие россияне удивляются, почему проблемы с сотовой связью и мобильным интернетом возникают не только в пригородах или деревнях, но даже в мегаполисах, где, казалось бы, подобных проблем быть не дол
ЦБ порекомендовал банкам списывать долги по ипотекам после изъятия жилья
19 июня 2019
355
Центробанк России предложил финансово-кредитным учреждениям полностью списывать гражданам их долги по ипотекам после изъятия жилплощади, находившейся в залоге. Данные сведения содержатся в обнародован
Московский региональный филиал "Россельхозбанка" поддержал Спартакиаду пенсионеров Московской области
18 июня 2019
688
8 июня в Коломне состоялась Спартакиада пенсионеров Московской области. Соревнования  прошли на спортивных площадках Конькобежного центра «Коломна».  Спартакиада пенсионеров была
Медведев потребовал разобраться с сообщениями о росте цен на бензин
18 июня 2019
796
Премьер-министр Дмитрий Медведев потребовал разобраться с появляющимися сообщениями о росте цен на бензин в России и принять необходимые меры. Работой займется вице-премьер Дмитрий Козак. На совещани
Кудрин опасается «социального взрыва» из-за роста уровня бедности
18 июня 2019
809
В России из-за растущего уровня бедности может произойти «социальный взрыв». Свои опасения в передаче «Познер» высказал глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Согласно статистик
Следуйте за нами