14:06
+11 C°
Пробки:   5
$
64.2422
72.6515

Секрет безответственности сотрудников

31 мая 2016 года
670
Секрет безответственности сотрудников
Что такое ответственность сотрудника с точки зрения руководителя? Какие механизмы лежат в основе того, что люди снижают свой уровень ответственности, или повышают его? Ответы на эти вопросы являются тайной для многих руководителей. В них — ключ к производительности и доходности предприятия.

Каждый клиент задаёт мне вопросы, о которых написано ниже.

Я не пытаюсь сейчас казаться самым умным, но когда-то я не знал ответы на них и был в полнейшем тупике в отношении своих сотрудников. Путём долгих поисков я нашел то, что сработало для меня. Я наблюдал несколько лет, и убедился, что у других это тоже работает.

Я бизнес-консультант, который не боится поднимать крайне деликатный вопрос человеческого фактора. Вы можете воспользоваться моим опытом, вместо того, чтобы набивать собственные шишки, а можете просто его проигнорировать.

Вот вопрос из разряда «неразрешимых»: как поднять ответственность сотрудников, если у них с этим вопросом, мягко говоря, «не очень»?

Прежде, чем решать проблему с какой-то областью, надо знать, как эта область выглядит, когда проблемы нет. Если мы чиним телевизор, то должны знать, как он работает, когда исправен.


Так что, если решать проблемы с ответственностью, нам надо, во-первых, иметь точное определение понятия ответственность — а то непонятно, что именно мы «чиним». Во-вторых, нужно представлять себе результат — что же должно получиться в конце мероприятия.

В толковом словаре русского языка (мы смотрели в четырёх) находим такое определение (везде одинаковое):

Ответственность — возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-либо своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия.

Вам не кажется, что термин несколько негативно звучит? Взять на себя вину.... Тут есть одна нелогичность, которую невозможно не заметить. А что, если последствия действий были просто прекрасны? Слово «вина» тут никак не подходит.

В толковом словаре английского языка, который был в меньшей степени подвержен советской цензуре, мы видим совершенно другое определение того же слова. И это определение как нельзя больше подходит для целей менеджмента.

«RESPONSIBILITY (ответственность) — состояние, при котором человек является и признает себя причиной чего-либо. Необходимость давать отчет в своих действиях. Способность действовать по собственной инициативе, без надзора. Если вы несете ответственность за что-то, то это является вашей работой или обязанностью, и вы должны принимать самостоятельные решения в отношении этого». (Словарь Collins)

Использование именно этого определения можно найти в работах классиков менеджмента. К примеру, Л. Рон Хаббард даёт слову ответственность именно такую дефиницию — «способность быть причиной».

Ведь что мы обычно подразумеваем, когда говорим «я хочу, чтобы мои сотрудники были более ответственны»? Чтобы сотрудник был инициативен, принимал решения сам, подавал отчёты и признавал себя причиной того, что он сделал. Что просто было бы правдой.

А если человек будет сидеть, плакать и причитать «о, как я виноват, как я виноват» — это выглядит не очень-то ответственно, не так ли? Что же нужно для того, чтобы поднять ответственность сотрудника?

Самый первый инструмент для этого — обучение. Что я имею в виду?

Не абстрактно-поверхностное «высшее образование», которое даёт «общий культурный уровень». Слишком много перед глазами примеров полностью безответственных людей с дипломами различных ВУЗов.

Обучение той специальности, тем действиям и навыкам, с которыми человек сталкивается в работе каждый день. Как теоретической, так и практической стороне дела. С тренировками по производству действительно законченных продуктов, которые от сотрудника ожидаются. И тогда человек становится способным действовать более ответственно.

Например, инженер по вентиляции. Его задача — проектировать современные вентиляционные системы, с учётом последних технических разработок в этой области. Чему его учили в институте? Базовым принципам и тому техническому уровню, который существовал на момент выпуска учебной программы. Это ценно? Безусловно.

Достаточно? Разумеется, нет.

Каков будет уровень ответственности этого инженера? Перефразируем — за что он сможет отчитаться, причиной чего он сможет быть, в каком диапазоне решений он будет себя чувствовать как рыба в воде? Чтобы он мог принимать самостоятельные решения, не нуждался в контроле и признавал себя причиной?

Только за тот объём знаний и навыков, которым он обучен и что он успел освоить на практике.

Вот действительность. В вентиляционной фирме набирают инженеров. Опытные инженеры уже разобраны и все наперечёт. А молодым специалистам сложный объект доверить боязно — вдруг завалит. И мы наблюдаем повальную безответственность у молодых специалистов, и мучения отдела кадров. Ведь понятно, что квалификация приходит с опытом, с ошибками...

Если так рассуждать, то древняя поговорка о враче и его маленьком кладбище, заполнение которого ведёт якобы к высокой квалификации, становится единственной реальностью. Вы бы хотели быть тем пациентом, на котором «нарабатывают квалификацию» таким вот образом? А кого из ваших клиентов вы готовы принести в жертву «молодому специалисту», лишь бы научился?

Я работал директором по развитию в климатической фирме (отсюда и близкий мне климатический пример). Был такой этап, когда я взял на себя ответственность построить в фирме систему обучения, внутреннюю академию для сотрудников. Начали, разумеется, с производства, основой которого на тот момент был монтаж бытовых кондиционеров.

Я ничего не смыслил в механике, зато был подкован в технологии обучения, так как за несколько лет до этого изучал работы Л. Рона Хаббарда на эту тему, и знал, как организовать процесс. Я взял главного инженера (который был хорошим специалистом, но не мог двух слов связать, объясняя кому-либо что-либо, и на роль учителя не годился). Вместе мы написали учебный курс для монтажника. Писал в основном я, вытягивая из моего соавтора технические сведения, схемы и ссылки на инструкции.

Следующие курсы были сделаны для сотрудников отдела продаж. И так постепенно появились учебные материалы для всех ключевых постов организации. Я не буду долго описывать организацию самого процесса обучения, хотя он крайне интересный, можно даже сказать уникальный — студенты усваивают знания буквально на 100 процентов. Скажу просто, что в результате получилась «домашняя академия», которая позволяет, и по сей день, взять совершенно сырого человека с улицы и выучить его на специалиста для качественной работы любого уровня. И этому специалисту можно доверять.

Это ключ к ответственности — обучение.

Еще один способ поднять ответственность сотрудников относится исключительно к руководителям. О нем читайте в продолжение этой статьи.

Вадим Мальчиков
Владелец Центральной Тренинговой Компании

 

Раздел: Экономика

Новости по теме

Смотреть все
Деньги из мусора – история Романа Малышева
11 апреля 2019
3627
Проблема сбора и утилизации отходов в России набирает обороты – мусорный вопрос обсуждается на всех уровнях, однако решение проблемы пока не находится. Но как известно - там, где одни видят проб
XV Международная конференция   «Непременные условия для экономического развития»
5 апреля 2019
1011
4-5 апреля 2019 года в отеле "Новый Петергоф" состоялась 15 международная конференция "Мультимодальные перевозки опасных грузов и контейнеров". Конференция прошла под лозунгом -"Непременные условия дл
В России готовый бизнес упал в цене на 14%
5 апреля 2019
3749
В России готовый бизнес в первом квартале упал в цене на 14%. Сейчас приобрести функционирующую компанию можно в среднем за 3,05 млн рублей. Исследование рынка провели эксперты площадки Avito. Соглас
Секретарь — враг человека?
3 апреля 2019
4457
Для переговорщиков и продавцов некоторых видов бизнеса, где используются холодные звонки, актуальной является тема обхода секретарей.   В редких компаниях секретарь правильно понимает сво
Рейтинг персон Москвы 2019 - 1 квартал
3 апреля 2019
8823
ГлобалМСК.ру представляет ежеквартальный рейтинг PR-активности важнейших персон общественной жизни, экономики, политики Москвы за 2019 год. ТОП сформирован на основе проведенного контент-анализа инфор

Последние новости

Смотреть все
В жилом районе «Скандинавия» открываются продажи видовых квартир
18 апреля 2019
204
ГК «А101» (входит в ПФГ САФМАР Михаила Гуцериева) открывает продажи квартир в квартале №17 жилого района «Скандинавия» в Коммунарке – центральной локации Новомосковского
Медведев: В России нет факторов для роста стоимости бензина
18 апреля 2019
349
В России нет факторов, которые могли бы поспособствовать росту стоимости бензина. Нефтяные компании смогут чувствовать себя более уверено за счет проводимой корректировки демпфера и обратного акциза н
Медведев призвал решать проблемы живущих в бедности россиян
18 апреля 2019
452
В России около 19 млн человек живут за чертой бедности. Дмитрий Медведев рассказал, как решаются проблемы социально незащищенной категории россиян. Отчет о проделанной работе премьер-министр озвучил в
Минэнерго: Эра нефти завершится через 50-70 лет
17 апреля 2019
583
Эра нефти может завершиться через 50 или 70 лет, но по этому поводу не стоит «отчаиваться». Соответствующее заявление замглавы Министерства энергетики Павел Сорокин сделал во время выступл
Индекс деловой активности ГлобалМедиа PMI, март 2019
11 апреля 2019
8428
По результатам проведённого анализа состояния индекса деловой активности в сфере услуг Российской Федерации (ГлобалМедиа PMI),  в марте аналитики вычислили небольшой рост индикатора 51,2%, в срав
Следуйте за нами