15:42
+17 C°
Пробки:   3
$
65.8907
73.4550

Что бьет по книжному бизнесу в России

5 апреля 2017 года
656
Что бьет по книжному бизнесу в России
На выходных в Подмосковье прошел главный слет фантастов в России – РосКон 2017. На его примере весьма отчетливо видно причины проблем книжного рынка. Причем не только отечественной фантастики.

Сказать по правде, книжный бизнес в России переживает не лучшие времена. Возьмите хотя бы международную книжную выставку-ярмарку 2016 в Москве – стендов было чуть ли не в 2 раза меньше, чем в 2014. Посмотрите на тиражи даже известных авторов – 15 000 экземпляров уже считается удачно проданной книгой! А ведь еще 10 лет назад тиражом в 30 000 экземпляров никто бы и не подумал хвастаться.

И, если мы говорим о бизнесе, вы наверняка уже посчитали, что при цене книги в магазине в 350-400 рублей (а отпускная цена на 40% ниже), на таких тиражах особо не заработаешь.

Конечно, можно найти обычные проблемы в этом бизнесе, которые встречаются в любой другой сфере. Где-то хромает наем персонала, где-то его подготовка, где-то редакторы и типографии дают маху. Но есть одна область бизнеса, которая напрочь отсутствует в отечественном издательском деле. Точнее она вроде бы есть, но работает ужасно.

Это маркетинг, продажи и работа с постоянными клиентами.

Когда вы последний раз участвовали в опросе по книгам? А ведь это первая часть маркетинга! Сначала проводятся опросы, потому уже делается все остальное. Посмотрите, что издают издательства и как они это делают – в основном издают то, что «уже покупают». Получается, что новичкам в этом деле не место – их же не покупают.

Тут стоит отметить, что маркетолог или продавец, который может продать только то, что уже продается – это не маркетолог и не продавец. В первую очередь потому, что если он идет в фарватере трендов, то он не знает что продается! Он думает, что продается писатель, или серия, или жанр. Но так ли это? Возможно, для читателя решающим фактором при покупке книги стала обложка, или большое количество боевых сцен, или постельные сцены, или внутренний мир героя.

Функция маркетинга, как ее довольно точно описал классик менеджмента Л. Рон Хаббард «формирование идеи конкретного продукта, его упаковка и передача в руки публики. Это означает подготовить продукт, доставить на рынок, и разместить его там таким образом, чтобы добиться максимально возможного сбыта и максимального отклика».


То есть в идеале это должно выглядеть так – редактор приносит книгу маркетологу, и говорит «Это отличная книга! Мы ее берем». Маркетолог просматривает книгу, берет результаты опросов по этому жанру (например, боевая фантастика), видит, что боевую фантастику любят (к примеру) за хорошие драки, описание оружие, присутствие женщин, которых добивается главный герой. Тогда этот маркетолог отправляет дизайнеру задание, в котором указывает, что главный герой описан на такой-то странице, действие происходит в будущем, на обложке должен быть главный герой с крутым оружием, на фоне должна быть девушка, которую он защищает и все это должно быть довольно ярко.

Он одобряет финальный макет, определяет по результатам других опросов и исследований идеальное время для презентации книги фанатам боевой фантастики, лучший магазин для этого (или выставку), организует мероприятие, подключает отдел PR, который приводит туда соответствующих журналистов. После этого он договаривается с магазинами о соответствующей выкладке этого товара, организует тур по основным городам страны для автора, и вуоля – издательство продает хороший тираж.

Но происходит все совсем иначе. Есть некоторый карго-культ в издательствах, где известных писателей возят на выставки и презентации, на обложки лепят оружие и девушек (порой полуобнаженных), и выжимают из авторов продолжение тех циклов книг, которые продавались раньше. Почему карго-культ? Потому что нет опросов и понимания ситуации. Это делается просто потому что «надо» и делается довольно топорно.

Почему РосКон был показательным? Потому что на нем не было вручено ни одной стоящей награды за дебют. Если же посмотреть тиражи книг, которые получили награды, то становится очень грустно – 7000 экземпляров по сегодняшним меркам – это хороший тираж. И авторы, которые еще 7 лет назад ходили с гордым видом и уверенность в глазах, сегодня сникли, и либо стали много пить, либо активно ищут способы заработать.

В защиту маркетологов крупных издательств можно сказать две вещи. Первая – их порой очень мало, а издают разных книг очень много. И получается, что одному маркетологу нужно вести по 30-40 книг одновременно. Делать это качественно невозможно в силу таких естественных причин, как время в сутках. По этому, даже самые профессиональные из знакомых мне маркетологов российского книжного бизнеса успевают хорошо проработать лишь небольшой объем авторов, которые, как правило, являются топовыми. Тут нужно пересматривать строение данных отделов в принципе и делать довольно жесткую сегментацию: этот маркетолог занимается новичками, этот средними авторами, эти 3 маркетолога занимаются вот этими 10 топовыми авторами и только ими. А руководитель отдела проводит общий надзор и коррекцию.

Опять же – почему бы не издавать меньше шлака, но сосредоточить усилия на увеличении продаж стоящих книг? Это же выгоднее.

Второй момент – это точка зрения авторов, что они творцы и больше они ничего делать не должны. Это наследие советских времен, и это одна из негативных частей этого наследия. Когда писатель сидел на окладе + премия за напечатанную книгу, в условиях плановой экономики, ему нужно было только писать книги и уметь договариваться с Союзом Писателей. Но в последние 25 лет ситуация сильно изменилась. Союз писателей больше не платит оклады, экономика теперь не плановая, а капиталистическая и чтобы деньги появлялись, их нужно заработать. Так вот, автор должен принимать в этом хотя бы минимальное участие – общаться с аудиторией, уметь быть с ней в контакте и продвигать себя.

И в этом плане приятно видеть, что появляется поколение новых авторов. Это молодые ребята, жадные до знаний и с огоньком в глазах. Приезжая на слет фантастов, они не ждут банкета, чтобы на нем выпить, а ищут новые контакты, записывают видео интервью и решают вопросы издания своих книг и их продвижения. Их социальные сети наполнены жизнью и сообщениями. Пусть не всегда идеально выверенными, но зато живыми и постоянными, что для рядового читателя порой даже важнее.

Но им тяжело, потому что в издательствах все еще сидят маркетологи, которые хотят продавать старых уже не продающихся авторов, которые не умеют и не хотят проводить массовые опросы, не используют правильные «кнопки» в обложках и названиях, и не умеют выстраивать рекламные кампании.

Интересно, но в такой же ситуации были американские писатели 30-х годов ХХ века. Надо было либо очень много писать и очень активно работать с аудиторией (это все при условии хороших текстов), либо шансов заниматься этим профессионально не было вообще. Роберт Хайнлайн, Рей Брэдбери, Роджер Желязны, Айзек Азимов – все они писали тонны страниц текстов! В противном случае они не смогли бы выжить в принципе.

Тот же Рон Хаббард, был очень показательным примером из этой плеяды авторов. Первоначальная известность пришла к нему благодаря очень живым и ярким рассказам в жанрах фентези, мистики, детектива и вестерна, которые он писал по несколько штук в месяц. Позже к этому добавилась крупная форма и фантастика. Так вот, в статье «Фабрика рукописей» Хаббард говорит о том, что писатель должен не только писать книги, но быть для самого себя еще и рекламным отделом, осуществлять связи с общественностью, контроль качества и решать вопросы сбыта своей продукции. И только в этом случае у него есть шанс хоть куда-то пробиться.

В русской литературе сегодня все очень похоже – нужно очень активно общаться с аудиторией, создавая ее для себя самостоятельно. В идеале, научиться монетизировать данный процесс самому (через разные сервисы в интернете), и тогда уже идти в издательство со своей книгой. Но, опять же – попав в издательство, работать над продвижением и рекламой нужно будет не меньше, так как, к сожалению, сегодня с продажей книг вам в издательстве особо не помогут.

Будем надеяться, что скоро что-то поменяется, и издательства смогут не только публиковать достойные книги, но и обеспечивать нормальный заработок стоящим писателям. В принципе не так уж и много для этого нужно.

Артём Кузнецов

 

Раздел: Экономика

Новости по теме

Смотреть все
«Белые розы» не кормят: Андрей Разин рассказал о печальной судьбе автора слов хита
6 февраля 2019
1723
Знаменитая песня «Белые розы», которая звучала во всех уголках страны еще долгое время, сделала никому не знакомую группу «Ласковый май» и солиста Юрия Шатунова невероятно популярными. До сих пор у мн
Яндекс.Телефон – слишком дорого, чтобы стать сенсацией?
18 января 2019
2021
В начале декабря состоялась презентация смартфона компании Яндекс, обладающего средними характеристиками, средним дизайном и средней ценой. Так зачем нам такой смартфон и зачем он самому Яндексу? И
Как остаться экспертом несмотря ни на что
29 ноября 2018
7920
В прошлой статье мы рассмотрели как стать экспертом, используя знания в своей отрасли и регулярные контакты со СМИ. В этой статье поговорим о том, как удержаться в этом статусе, даже если вашу репутац
LADA - РАСШИРЯЕТ ПРИСУТСТВИЕ
28 ноября 2018
1613
LADA продолжает укреплять свое присутствие на рынке Узбекистана. В Ташкенте после ребрендинга открылся автосалон компании LADA Sergeli, который является двенадцатым по счету дилером LADA в Узбекистане
Как стать экспертом и оставаться им
2 ноября 2018
1906
Если вы хотите создать себе имидж профессионала, то одна из лучших позиций для этого – быть экспертом для СМИ. С одной стороны – это легче чем кажется, а с другой есть свои подводные камни. Одна из

Последние новости

Смотреть все
В России таксистов хотят обложить налогом для самозанятых
17 августа 2019
878
В России таксистов предложили обложить установленным для самозанятых налогом. Сейчас водители для работы оформляют ИП или нанимаются в таксомоторные парки. Проект требует проработки с Министерством тр
White Wings Broker - все для комфортного заработка на рынке Forex
16 августа 2019
497
Все больше людей задумываются о том, как улучшить своё благосостояние. Настоящим помощником в решение финансовых вопросов может стать - White Wings Broker. Компания предоставляет своим клиентам абсолю
Медведев утвердил долгосрочную стратегию развития зернового комплекса
16 августа 2019
656
В России появилась долгосрочная стратегия развития зернового комплекса до 2035 года. Документ утвердил премьер-министр Дмитрий Медведев. В ближайшие полгода Министерство сельского хозяйства должно пре
Молодые предприниматели: больше креативности и личного отношения
15 августа 2019
751
Оператор облачных коммуникаций для бизнеса «Манго Телеком» изучил профили предпринимателей в возрасте до 25 лет. Эксперты «Манго Телеком» проанализировали молодежный сегмент а
В России 31,5% расходов приходится на продукты питания
15 августа 2019
824
В России 31,5% всех расходов граждан приходится на продукты питания. При средней сумме затрат в 66,9 тыс. рублей на еду уходит около 21,1 тыс. рублей. Мониторинг рынка провели эксперты холдинга &laquo
Следуйте за нами