23:10
+16 C°
Пробки:   1
$
62.8666
70.7941

Московские парковки как фискальный инструмент

2 ноября 2017 года
6163
Московские парковки как фискальный инструмент
Авторская колонка Михаила Якимова, доктора технических наук, директора Института транспортного планирования Российской академии транспорта, о результатах введения платных парковок в Москве.

Недавно в СМИ появилась информация, что Правительство Москвы заложило в бюджет на ближайшие 3 года 21 млрд рублей на создание единого парковочного пространства. Добавим к этому 16 млрд, которые уже были потрачены на введение системы платных парковок в городе за последние годы.

Однако прежде, чем тратить такие средства, может стоить задать себе самые простые вопросы: был ли как отрефлексирован опыт введения платных парковок в существующем формате? По каким параметрам оценивается результат за 5 лет, прошедших с момента введения?

Парковочная политика города - это лишь один из инструментов решения более глобальных задач. Глобальная задача – это повышение качества жизни, а в части удовлетворения основных экзистенциональных потребностей, к которым относятся и транспортные потребности, это снижение среднего времени реализации транспортных корреспонденций.

Необходимо так организовать территорию общего пользования и транспортную инфраструктуру, чтобы она, во-первых, работала, а, во-вторых, каждому гражданину обеспечивала минимальное время для реализации необходимых ему поездок, независимо от того, какой системой транспорта он пользуется.

И сейчас мы наблюдаем в Москве странную ситуацию, когда многие люди говорят: «Мы не ездим в центр на автомобилях, потому что там негде их припарковать». И заметьте, речь не идет о деньгах, как это было год или два назад, речь идет о том, что припарковаться негде и за деньги. Причем не важно в зоне платных парковок, либо на придомовой территории. Все парковочные территории всегда заняты. Достаточно попробовать встать в районе Тверской улицы, прилегающие к которой переулки постоянно заняты. То есть платные парковки так же заняты в течение дня, как и раньше. Получается, что по истечению четырех лет мы вернулись на те же показатели использования объемов парковочного пространства, что и до внедрения платных парковок. А это значит, что парковочная политика превратилась в обычный фискальный инструмент сбора денег и уже никак не решает задачи повышения качества функционирования транспортной системы города.

Автомобиль, стоявший 8 часов на одном месте у офиса владельца, в это время не нужен никому, даже самому владельцу, и уж точно в этом случае неэффективно используется парковочное пространство. Тот участок улично-дорожной сети или территории общего пользования, по которому за сутки могли проехать тысячи автомобилей и пройти столько же пешеходов, 8 часов используется под стоянку чьей-то собственности.

Люди уже давно изобрели универсальный инструмент регулирования – деньги, ведь даже не важно, куда идут эти сборы. Таким же регулятором является светофор. Он ничего не монетизирует, просто регулирует взаимоотношения между людьми.

И здесь, в сфере парковочной политики, городская власть должна установить такой тариф, который урегулирует использование территории общего пользования. Тариф должен быть такой, чтобы приблизительно 80% парковочных мест в пределах улично-дорожной сети было всегда заполнено. Если заполнено меньше 80 % парковочных мест, то это означает, что плата является очень высокой. Парковочные места не пользуются спросом, в связи с этим разумно рассмотреть возможность перевода этих парковочных мест, например, в дополнительные полосы для движения транспортных средств велосипедов или пешеходов. Если занято больше 90% парковочных мест, например, 95%, то это значит, что регулятор вообще не работает. Люди не могут найти парковочное место, а те, которые его нашли, используют его не на час-полтора для реализации своих краткосрочных целей визита, а на полный рабочий день, и наша территория общего пользования опять же работает неэффективно. Так должна работать система регулирования доступа на парковочные пространства города. А что происходить сейчас в Москве?

Парковочная политика превратилась из инструмента регулятора в области организации дорожного движения, транспортного планирования, эффективности использования транспортной системы в обычный фискальный инструмент. Мы вернулись на показатели, соответствующие четырехлетней давности по эффективности использования, по занятости этих парковочных мест. Платные парковки проявляются как в системе улично-дорожной сети, так и за пределами красных линий территорий общего пользования. Их не стало меньше, и они постоянно заняты. Свидетельствует ли это о том, что в центр города стало приезжать меньше машин, чем до введения платных парковок? Очевидно – нет. Тогда какую задачу решает существующая парковочная политика города Москвы? Ответ очевиден – никакую. Нет цели, нет политики, нет плана.

К этому, я считаю, привели несколько необдуманных шагов. Это, например, продажа абонементов, когда люди за деньги могут приобрести себе право парковаться в пределах одной или нескольких зон бесплатно в течение одного года. Мне кажется, продажа абонементов – это продажа какой-то индульгенции на то, чтобы владелец припарковал свой автомобиль и его не наказали. В этом случае владелец абонемента, имея много денег, может неэффективно использовать территорию общего пользования, и он будет вправе это делать. Но тогда вновь рушится вся идея равного и справедливого распределения благ. Мы хотели эффективно использовать территорию общего пользования, придумали регулятор, но тут появились богатые люди, которые купи себе индульгенцию. И их теперь не наказывают за то, что они неэффективно используют территорию общего пользования. Можно, конечно, распространить эту практику, в том числе и на светофоры, то есть наиболее богатым гражданам продавать специальные брелоки для светофоров, которые, подъезжая к светофору, могли бы его переключать. Например, он заплатил в казну 500 тыс рублей за год, это дает ему право переключать светофор и ехать на приоритетный зеленый сигнал. А все остальные, кто не заплатил, будут ждать. Это является принципиально другим подходом, изменяющим основополагающий принцип организации дорожного движения – «равенство ценности времени всех участников дорожного движения».

Я боюсь, что количество этих абонементов, к которым можно еще прибавить количество резидентных разрешений, и количество собираемых денег никто и никак не контролирует, а это значит, что проданных разрешений на парковку в пределах зон платной парковки, может быть выдано больше, чем самих этих мест. И это значит, что инструмент из регулятора превратился в обычный фискальный инструмент, и ситуация с эффективностью использования транспортной системы никак не изменилась, просто в карманах автомобилиста стало на определённую сумму меньше денег.

Кроме того, вызывает вопросы и сама сумма — 21 млрд рублей. Обычно расходы на внедрение подобных систем платной парковки велики на начальном этапе, а потом постепенно сокращаются. У нас же «аппетит приходит во время еды» и планируемые расходы превышают те суммы, которые уже были потрачены на создание системы с нуля. Так и бывает, когда средства есть, но нет конечной цели. Желать «приятного аппетита» не буду.

 

Раздел: Экономика

Новости по теме

Смотреть все
Силуанов рассказал о пользе от повышения НДС
17 июля 2019
1577
Глава Минфина Антон Силуанов рассказал о пользе от повышения НДС до 20%. Оказалось, данный шаг помог пополнить бюджет на 650 млрд рублей, что приблизительно составляет 0,6% ВВП. Дополнительный бюджет
В Подмосковье на модернизацию коррекционных школ направят 90 млн рублей
12 июля 2019
1916
В Подмосковье модернизируют материально-техническую базу 22 коррекционных школ. На предстоящие работы из бюджета выделено 90 млн рублей. Сведения предоставила глава Министерства образования Ольга Забр
Путин призвал ускорить темпы роста экономики России
11 июля 2019
2088
Владимир Путин доволен экономическими тенденциями в России, но призывает ускорить темпы роста по всем показателям. Соответствующее заявление президент сделал на проходившем в Екатеринбурге саммите. П
В Подольске на месте тубдиспансера появится парк
10 июля 2019
2166
В Подольске на месте бывшего тубдиспансера появится новый парк. Благоустройство территории обсуждалось на заседании под руководством губернатора Андрея Воробьева. «Решение о сносе принято. Мест
Предприятие из Балашихи выплатит в бюджет Подмосковья 2,2 млрд рублей налогов
9 июля 2019
1906
В этом году предприятие из Балашихи, специализирующееся на производстве алкоголесодержащих напитков, выплатит в бюджет Подмосковья порядка 2,2 миллиарда рублей в качестве налогов. Сведения обнародовал

Последние новости

Смотреть все
C 2021 года покупка иностранных акций может быть ограничена
20 июля 2019
217
Россияне, которые играют на бирже и не имеют специальной квалификации, не смогут делать вложения в ценные иностранные бумаги, минуя тестирование. Об этом говорится в последних поправках ко II чтению п
Машинное обучение и нейросети: IDF Lab ищет сотрудников, которые помогут в автоматизации бизнес-процессов
20 июля 2019
536
Технологическая компания IDF Lab начала работу над проектом по созданию решений для кредитных организаций по всему миру. Для достижения целей в срок в компании планируют увеличить штат до 80 сотрудник
Золотой запас РФ впервые превысил $100 млрд
19 июля 2019
587
Золотой запас РФ на начало июля текущего года впервые в истории страны превысил отметку в 100 миллиардов долларов, достигнув значения в 100,3 миллиарда. Сведения обнародовали в Центробанке. Увели
СОГАЗ-Мед о женских онкологических заболеваниях
19 июля 2019
659
Лето – жаркая пора, когда хочется как можно чаще быть на природе и на солнце. При этом для представительниц прекрасной половины человечества пляжный отдых является излюбленным видом проведения о
Шоу на миллион - фестиваль RSBK FEST
19 июля 2019
622
21 июля на автодроме мирового уровня Moscow Raceway в Московской области пройдет фестиваль мотокультуры RSBK FEST.  Главное событие фестиваля - гоночный этап Чемпионата России по шоссейно-ко
Следуйте за нами