09:05
+16 C°
Пробки:   4
$
62.5229
71.2323

Национальный комитет общественного контроля установил необоснованную дискриминацию прав и свобод работников профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений по сравнению с аналогичными работниками образовательных организаций России

6 марта 2018 года
2294
Национальный комитет общественного контроля установил необоснованную дискриминацию прав и свобод работников профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений по сравнению с аналогичными работниками образовательных организаций России
Экспертный совет комитета получил обращение профессоров и докторов наук по вопросу дискриминации прав и свобод работников профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений по сравнению с работниками иных образовательных учреждений, подведомственных федеральным государственным органам

(Обусловленной противоречием Приказа Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2016 № 175 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу)

В результате проведенного экспертного исследования установлено следующее.


Общее (краткое) содержание проблемы:

Разделом III Перечня, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2016 № 175, должности профессорско-преподавательского состава, замещаемые работниками на основании трудовых договоров, отнесены к должностям, при замещении которых возникают коррупционные риски и в отношении которых устанавливаются усиленные меры антикоррупционного контроля, предусмотренные в том числе: Федеральным законом «О противодействии коррупции», Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309, Постановлении Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 568.

Из системно-правового анализа Федерального закона «О противодействии коррупции», Трудового кодекса Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309, от 18 мая 2009 г. № 557, Постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 568, приказов Министра обороны Российской Федерации от 28.02.2015 № 119, от 4 апреля 2016 г. № 175,следует, что ограничения, запреты и обязанности, установленные Указом Президента Российской Федерации № 309 и Постановлением Правительства Российской Федерации № 568, распространены на работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава в военно-учебных заведениях, не законами, не указами Президента Российской Федерации и не постановлениями Правительства Российской Федерации, а распространены непосредственно Приказом Министра обороны Российской Федерации № 175 посредством включения должностей профессорско-преподавательского состава в установленный им перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками.

При этом, по буквальному смыслу Указа Президента Российской Федерации от № 309 утверждаемые федеральными государственными органами перечни должностей должны соответствовать критериям, установленным Разделом III Перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 557.

Анализ нормативных правовых актов, изданных федеральными государственными органами во исполнение названных указов Президента Российской Федерации, показывает, что должности профессорско-преподавательского состава, замещаемые работниками, подавляющим большинством федеральных государственных органов, в том числе Правительством Российской Федерации, не включены в перечни должностей, при замещении которых на работников распространяются антикоррупционные ограничения, запреты и обязанности, в том числе обязанность по представлению Сведений о доходах1.

В связи с изложенным включение Приказом Министра обороны Российской Федерации № 175 должностей профессорско-преподавательского состава в перечень работников, на которых распространяются дополнительные ограничения, запреты и обязанности, вступает в противоречие с действительным смыслом Указов Президента Российской Федерации № 309 и № 557, примеры правильного толкования и применения которых Правительством Российской Федерации, Минтрудом России и иными федеральными государственными органами представлены в изданных ими нормативных правовых актах.

Данная ситуация свидетельствует о нарушении закрепленных в статье 7 Закона о противодействии коррупции принципов единства государственной политики в области противодействия коррупции, единства антикоррупционных стандартов, унификации ограничений, запретов и обязанностей (антикоррупционных стандартов).

Распространение на работников, замещающих в военно-учебных заведениях должности профессорско-преподавательского состава, названных антикоррупционных мер представляется неэффективным и нецелесообразным, поскольку без достижения какой-либо государственно значимой цели это влечет возникновение необоснованных организационных и материальных издержек как для самих работников, так и для органов военного управления; необходимости неоднократного представления Сведений о доходах преподавателями-совместителями, являющимися государственными служащими; ограничение трудовых прав и свобод указанных работников; снижение привлекательности работы в военно-учебных заведениях на должностях профессорско-преподавательского состава, в том числе для лиц, имеющих ценный профессиональный опыт практической работы.

Это порождает необоснованную дискриминацию прав и свобод работников профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений по сравнению с аналогичными работниками образовательных организаций, подведомственных иным федеральным органам исполнительной власти (в том числе подведомственных Правительству Российской Федерации, Управлению делами Президента Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации и др.).

Применительно к работникам военно-учебных заведений, замещающих по совместительству должности профессорско-преподавательского состава, имеющих статус адвокатов, установление рассматриваемых дополнительных ограничений вступает в противоречие с законодательством об адвокатуре, которым установлены специальные обязанности и дополнительные гарантии адвокатам.

По рассматриваемой проблеме в наш адрес поступают многочисленные обращения граждан – работников военно-учебных заведений, в которых ставится вопрос о нарушении сложившимся положением дел принципа социального равенства и социальной справедливости, принципа единства государственной политики в области противодействия коррупции.

Наличие в Перечне, утвержденном Приказом Министра обороны Российской Федерации № 175, отдельных недостатков, а также необходимость его уточнения, подтверждаются динамикой внесения в него изменений.

Так, из Раздела III этого Перечня Приказами Министра обороны Российской Федерации от 07.06.2017 N 369 и от 30.12.2017 N 836 были исключены следующие должности: ведущий бухгалтер (экономист); ведущий юрисконсульт; экономист; бухгалтер; инспектор по охране труда и технике безопасности; юрисконсульт.

Представляется очевидным вывод о том, что замещение таких должностей как ведущий бухгалтер (экономист), ведущий юрисконсульт, экономист, бухгалтер, заведомо связано с возникновением более высоких коррупционных рисков, нежели замещение должностей профессорско-преподавательского состава по трудовому договору.

Также применительно к вопросу о необходимости обеспечения объективной оценки коррупционных рисков по различным должностям следует также обратить внимание на то, что Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2017 N 836 из рассматриваемого Перечня (пункт 2.1 Раздела I) были исключены следующие воинские должности, учрежденные в полевых учреждениях Банка России: начальник отдела; заместитель начальника отдела; начальник отделения; заместитель начальника отделения (то есть, должности, замещение которых гражданами также связано с возникновением заведомо несравнимо больших коррупционных рисков, чем замещение должностей профессорско-преподавательского состава).

На основании вышеизложенного в целях приведения нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации в соответствие статье 7 Закона о противодействии коррупции, Указам Президента Российской Федерации № 309 и № 557, а также в целях устранения дискриминации прав и свобод работников профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений по сравнению с аналогичными работниками образовательных организаций, подведомственных иным федеральным органам исполнительной власти, предлагаем рассмотреть вопрос об исключении из Раздела III Перечня, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2016 № 175, должностей профессорско-преподавательского состава (заведующий кафедрой, профессор, доцент кафедры, старший преподаватель, преподаватель).

Порядок проведения указанных проверок установлен: Законом о противодействии коррупции; Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»; Указами Президента Российской Федерации от 02.04.2013 N 309, от 02.04.2013 N 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»; от 21.09.2009 N 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»; Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.06.2013 N 484 «Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей, и работниками, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, и соблюдения работниками требований к служебному поведению».

Установленный в указанных нормативных правовых актах порядок проведения таких проверок (в том числе направление запросов в государственные органы и организации, опросы работников, изучение дополнительных материалов и т.п.), создает для адвокатов неустранимые препятствия к сохранению адвокатской тайны.

Пресс-служба МОО «Национальный комитет общественного контроля»

1 См.: Справочные сведения приведены в Приложении к настоящему Обращению.

 

Раздел: Из жизни

Новости по теме

Смотреть все
Правовое обеспечение государственного и корпоративного управления на транспорте
19 июня 2019
1827
17 июня в Российском университете на транспорте состоялась защита выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) выпускников программы «Правовое обеспечение государственного и корпо
Бойцы каратэ и бокса против КОРРУПЦИИ!
13 июня 2019
2047
На совместном рабочем совещании состоявшемся 11 июня 2019 года в городе Москве члены правления Национального комитета общественного контроля России, чемпионы России и Европы по каратэ и боксу обсудили
В России изменились правила расходования маткапитала
5 июня 2019
2565
В РФ изменились правила расходования материнского капитала, положенного семьям после рождения второго ребенка. Документ утвержден правительством России и обнародован на портале нормативно-правовых акт
В России может появиться новый налог на сигареты
4 июня 2019
2425
В России может появиться новый налог на сигареты. Предлагается установить размер экологического сбора на уровне пяти рублей с пачки. Авторы законопроекта считают, что производители сигарет должны пла
Ежегодная церемония возложения цветов к Могиле Неизвестного солдата в Александровском саду и памятнику маршалу Г.К. Жукову
7 мая 2019
3178
Мероприятие прошло 06 мая 2019 года в рамках празднования 74-й годовщины Великой Победы. День Победы - неотъемлемая часть нашей исторической памяти.  Коллективы межрегиональной общественной орга

Последние новости

Смотреть все
Сургутнефтегазбанк и ГК «А101» предлагают выгодные условия  для развития бизнеса в Москве
26 июня 2019
547
Сургутнефтегазбанк и ГК «А101» (один из крупнейших застройщиков Москвы, входит в ПФГ САФМАР Михаила Гуцериева) запускают программу бизнес-ипотеки для физических и юридических лиц из столич
Минфин и Минэнерго согласовали источники компенсации нефтяным компаниям за поставки топлива с 2020 года
26 июня 2019
408
Минэнерго и Минфин согласовали источники компенсации нефтекомпаниям за поставки топлива с будущего года. Также в планах второго из названных ведомств – разработка демпфирующего механизма, которы
СОГАЗ-Мед: ЗОЖ - Задумайся о жизни!
25 июня 2019
742
Цифровые технологии накладывают отпечаток на все сферы жизни. Практически у каждого из нас есть мобильный телефон, а у некоторых даже два. На рабочем месте большинства людей в обязательном порядке при
Курорт «Роза Хутор» открыл продажи ски-пассов и отелей на сезон «ЗИМА-2020»
25 июня 2019
1838
По акции «Раннее бронирование» действует скидка 15%  на многодневные ски-пассы, и 25% - на сезонные и годовые. Курорт «Роза Хутор» открыл продажи отелей и ски-пассов
Правительство России не станет продлевать соглашение о контроле цен на бензин
25 июня 2019
694
Стало известно, что правительство России не станет продлевать соглашение, касающееся контроля цен на бензин. По словам чиновников и нефтяников, такое решение властей все же не окажется причиной подоро
Следуйте за нами