13:11
+18 C°
Пробки:   4
$
63.9602
71.9232

Ричард Султанов, экс-директор Brunswick Rail о приватизации железных дорог

5 июля 2018 года
1654
Ричард Султанов, экс-директор Brunswick Rail о приватизации железных дорог
Ричард Султанов, экс-директор Brunswick Rail и эксперт в сфере железнодорожного транспорта: «Приватизация железных дорог в России - это сложная задача, которая потребует системного подхода»

Мы часто слышим о приватизации. Например, Правительство Российской Федерации ставит жесткие цели по приватизации ряда крупнейших активов. Но целесообразна ли приватизация такого ключевого актива как железные дороги? Возможна ли приватизация РЖД и будет ли эффект от этого положительным для страны и ее граждан? Эту важную и весьма сложную тему мы обсудили с Ричардом Султановым (Richard Sultanov). Он уже долгие годы работает в сфере железнодорожного транспорта, на протяжении нескольких лет отвечал за стратегию в крупнейшей дочерней компании РЖД ОАО «ПГК», руководил стратегическим маркетингом и финансами в Brunswick Rail, крупнейшей частной лизинговой компании с парком более 25 000 вагонов.

В чем смысл приватизации государственных активов? Есть ли конкретная цель?

Ричард Султанов: Приватизация государственных компаний в целом укладывается в логику рыночных реформ. Через приватизацию можно улучшить эффективность предприятия, повысить уровень корпоративного управления, но самое главное – приватизация — это источник средств для первоочередных задач. При этом государство может оставаться ключевым акционером, оставить за собой блокпакет акций. В последние годы государство делает конкретные целенаправленные шаги по улучшению эффективности предприятий, например, путем привлечения независимых директоров в состав советов директоров. Сама приватизация может происходить в различных формах. Это может быть IPO или продажа стратегическому инвестору.

Возможна ли приватизация ключевого актива в железнодорожной отрасли – компании РЖД?

Ричард Султанов: Во-первых, я бы хотел отметить, что деятельность РЖД является весьма сложной. Перевозки пассажиров очень отличаются от грузовых перевозок по прибыльности. Но даже в части грузовых перевозок существую классы грузов и кросс-субсидирование. Железнодорожные перевозки — это не просто бизнес, а удовлетворение критических потребностей нашей экономики и граждан. Реформа МПС уже дала свои плоды. Существенно был обновлен парк как грузового, так и пассажирского подвижного состава, полностью приватизирована Первая Грузовая Компания, была создана Вторая Грузовая Компания (ныне ФГК). Есть видимые и ощутимые результаты по ряду направлений, сама компания работает эффективно. Но если принимать во внимание сложность бизнеса и стратегическую важность железнодорожной компании для страны, то целесообразность приватизации всей компании полностью пока неочевидна. Могут быть приватизированы отдельные блоки или направления с понятной бизнес-моделью. В этой ситуации сложность не только в принятии решения - продавать или не продавать, но и в интересе того или иного инвестора в покупке актива. Они хотят четко понимать перспективы своих вложений и иметь возможность влиять на принятие решений, управлять компанией и развивать бизнес.

Частные железнодорожные компании существуют в ряде стран. Почему это невозможно в России?

Ричард Султанов: Я бы сказал, что, во-первых, важно иметь ввиду положение монополии на рынке. Безальтернативность железнодорожных перевозок является еще одним важным фактором. В каких-то странах железные дороги были изначально частными и строились частными инвесторами. Если посмотреть на США, то там есть Union Pacific, есть BNSF Уорена Баффета. Схожая ситуация и в Канаде. Этим железнодорожным компаниям принадлежит все – и рельсы, и локомотивы, и часть парка вагонов, которые не в лизинге. Это совершенно иная бизнес-модель. И очень важным моментом является тот факт, что эти железнодорожные компании занимаются исключительно грузовыми перевозками. Ответственность за перевозки пассажиров, деятельность которая не всегда прибыльна, лежит на Amtrak, которая является частью государства. Также в Германии долгие годы шли разговоры и дискуссии о приватизации Deutsche Bahn, но пока этого не произошло. Были выделены отдельные компании, которые отвечают за отдельные задачи, например, за инфраструктуру или пассажирские перевозки, но приватизации пока нет не дали зеленый свет — это весьма сложная задача. В России уже сделано очень много, в том числе и допуск частных локомотивов на определенных направлениях к сети РЖД.

Но возможна ли в России приватизация отдельных активов?

Ричард Султанов: Да, это возможно и уже происходит. Я уже упомянул ПГК, есть и «Трансконтейнер», а также десятки других предприятий. Инвесторы видят огромный потенциал железнодорожного транспорта в нашей стране, это очень важная отрасль и многие активы им весьма интересны. Но в любом случае за государством скорее всего останется критически важная инфраструктура и локомотивная тяга. С локомотивами все очень непросто, они весьма дорогие. Также с логистической точки зрения частной компании будет весьма сложно управлять тягой по всей стране.

 

Раздел: Бизнес

Новости по теме

Смотреть все
Мэрия Красноярска выставила на аукцион имущественный комплекс почти за 33 млн рублей
11 марта 2019
1840
Красноярская городская администрация выставила на продажу большой имущественный комплекс в рамках исполнения программы приватизации текущего года. Соответствующее объявление опубликовал департамент му
В 2019 году будет запущен новый Байкальский железнодорожный тоннель
25 января 2019
1630
В 2019 году намечен запуск движения поездов по Ленскому мосту и по перегону Лена Восточная–Предленский в рамках программы ввода в эксплуатацию нового Байкальского тоннеля. Сообщение об этом сделал рук
Пензенская область может выручить 57 млн рублей от продажи госимущества
24 декабря 2018
1620
Пензенская область в следующем году может выручить 57 млн рублей от продажи государственного имущества. Сведения на заседании Заксобрания предоставил Департамент государственного имущества. В прогн
Красноярская мэрия продаёт шесть объектов муниципальной недвижимости
23 октября 2018
1513
Департамент муниципального имущества красноярской городской администрации объявил о планах продажи целого ряда помещений, расположенных по разным адресам. В общей сложности отчуждению подлежат шесть о
Заксобрание Иркутской области отказалось от приватизации ряда объектов
8 октября 2018
1419
Депутаты законодательного собрания Иркутской области приняли решение исключить ряд объектов из плана приватизации на текущий год. В частности, из списка вычеркнуто здание площадью 233 квадратных метра

Последние новости

Смотреть все
Россия может готовить к выпуску криптовалюту с привязкой к золоту
22 апреля 2019
193
Бывший европейский министр сообщил, что крупные закупки золота Россией и Китаем могут быть первым этапом на пути к выпуску странами совместной криптовалюты. Рекордное накопление золота Россией &nbsp
Биржи АТР демонстрируют снижение после предыдущего роста
22 апреля 2019
135
Согласно данным торгов, в понедельник, 22 апреля, биржевые индексы АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона) демонстрируют снижение, в то время как на минувших выходных наблюдался их рост. Тем не менее, о
ФАС предлагает увеличить тарифы на газ на 1,4%
21 апреля 2019
462
ФАС предлагает увеличить тарифы на газ в стране. В случае поддержки данного предложения населению придется больше платить за ресурс на 1,4%. В минувший раз оптовые цены на газ увеличивали летом 2018
Фонд защиты прав дольщиков собрал около 19 миллиардов рублей
20 апреля 2019
697
Фонд защиты прав граждан, которые являются участниками долевого строительства, на сегодняшний день уже собрал порядка 19 миллиардов рублей. Сведения огласил Алексей Ниденс, занимающий пост управл
Депутат Госдумы о клевете «Росбалта»: подменять свободу слова вседозволенностью недопустимо
20 апреля 2019
2359
Русофобия, ангажированность, голословные обвинения, манипуляция фактами и откровенная ложь: таких принципов придерживается информационное агентство «Росбалт» в своей работе. Сотрудники пр
Следуйте за нами