15:55
Пробки:   1
$
91.1604
98.9366
Анализ антикоррупционной деятельности в России
Анализ антикоррупционной дея...
Подписка на рассылку

Анализ антикоррупционной деятельности в России

12 ноября 2018
4589
10 мин.
2
Анализ антикоррупционной деятельности в России
Все больше и больше мы слышим, что принимаемые меры по борьбе с коррупцией в России пока не приносят ожидаемого эффекта, за взяточничество осуждают все меньше и меньше чиновников и предпринимателей. Статистка в данной области главный показатель результативности проводимой антикоррупционной политики.

Экспертные советы Московского антикоррупционного комитета при Московской ТПП совместно с межрегиональной общественной организацией «Национальный комитет общественного контроля» активно участвую и постоянно отслеживают различные аналитические опросы населения страны по проблеме коррупции в стране.

Как известно, в соответствии со Стратегией экономической безопасности России на период до 2030 года, утвержденной указом президента РФ, одной из основных внутренних угроз является коррупция. Данный вывод подтверждается соцопросами.

По данным Торгово-промышленной Палаты РФ, 35,5% из 40,7 тыс. опрошенных предпринимателей сталкивались с необходимостью неофициальных платежей или подарков должностным лицам. В частности, подарки на сумму до 25 тыс. рублей приходилось делать 54,8% респондентам, от 25 тыс. до 150 тыс. руб. – 14%, от 150 тыс. до 1 млн рублей – 4,3%, а более 1 млн рублей – 1,4%. Чаще всего предприниматели сталкивались с коррупцией в разрешительной, контрольно-надзорной и закупочной сферах. При этом 40% респондентов считают действия федеральных властей по борьбе с коррупцией неэффективными.

Все это не могло не отразиться на инвестиционной привлекательности национальной экономики. Согласно последнему рейтингу Всемирного экономического форума «Глобальная конкурентоспособность», Россия занимает лишь 43-е место из 140. При этом коррупция названа одной из главных проблем для ведения бизнеса. Аналогичное утверждение содержится и в прошлогоднем опросе 100 компаний из списка Fortune 500, проведенном агентством FleishmanHillard Vanguard и Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). За период с 2014 по 2017 годы доля инвесторов, пожаловавшихся на коррупцию, выросла втрое – с 18% до 56%.

Кроме того, анализ судебной практики свидетельствует о сокращении количества осужденных предпринимателей, в том числе за взяточничество. По данным Судебного департамента при Верховном суде России, в 2014 году было осуждено 9,2 тыс. предпринимателей, из них 339 – за взяточничество;

• в 2015 году – 9,2 тыс. предпринимателей, из них 329 – за взяточничество;

• в 2016 году – 9,8 тыс. предпринимателей, из них 239 – за взяточничество;

• в 2017 году – 6,8 тыс. предпринимателей, из них 230 – за взяточничество. В частности, 1 – за получение взятки; 146 – за дачу взятки; 14 – за посредничество и 70 – за мелкое взяточничество (10 тыс. руб.).

В первом полугодии 2018 года за совершение различных преступлений осудили 4,4 тыс. предпринимателей, из них 87 – за дачу взяток.

Эти показатели говорят об неэффективности противодействия коррупции как на правовом поле, так и вне правового поля.

В чем причина? А в том, что коррупция глубоко ушла не только в сознание людей, но больше спряталась за образованную «круговую поруку» правоохранительных и судебных органов, -считаю эксперты МОО «НКОК». Печально, но факт, что все форумы и конференции, проводимые под контролем государственных органов, носит формальный характер, для галочки и отчета.

А проводимые институтами гражданского общества за счет собственных средств практически игнорируются», — считают эксперты антикоррупционного комитета.

Немного положительная динамика по статистике отмечается в области административной отвественности. Административная ответственность организаций за коррупцию была введена в КоАП Федеральным законом от 25. 12. 2008 № 280-ФЗ. По данным Генпрокуратуры РФ, за 2011-2017 годы количество юрлиц, привлеченных к административной ответственности за коррупционные правонарушения, увеличилось в 17 раз (со 161 до 2 216). Всего же с момента введения административной ответственности за коррупционные правонарушения (ст. ст. 19. 28-19. 29 КоАП РФ) наказали 8 862 организации.

За первое полугодие 2018 года к административной ответственности по ст. 19. 28 КоАП было привлечено 262 организации (+23,6%), а общая сумма наложенных на них штрафов достигла 630,5 млн. рублей (+60%). Большая часть правонарушителей была выявлена в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах. Однако общая сумма взысканных с них штрафов составила всего 146,7 млн. рублей.

Как показывает практика, незаконное вознаграждение обычно выплачивается за: за освобождение от административной ответственности и общее покровительство; содействие при заключении и исполнении государственных/муниципальных контактов, отказ от участия в конкурсных процедурах, способствование в заключении сделок; предоставление преференций в ходе разрешительных процедур (решение вопроса о выделении земельных участков и предоставлении помещений в аренду).

Тем не менее в целях предупреждения, выявления и пресечения фактов деловой коррупции за последние годы были предприняты следующие шаги:

Во исполнение пп. «б» п. 25 указа президента РФ от 02. 04. 2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Минтруд издал методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (в ред. от 08. 04. 2014). Основной акцент в них сделан на необходимости проведения организациями систематической оценки коррупционных рисков, создания процедуры выявления и урегулирования конфликтов интересов, внедрения стандартов поведения, развития внутреннего контроля и организации работы антикоррупционных подразделений.

Согласно инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (п.2. 1), рассмотрению подлежат обращения, полученные в письменной (устной) форме на личном приеме либо на Всероссийском дне приема предпринимателей, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования, посредством прямого канала связи Генерального прокурора России с бизнес-сообществом.

Сегодня бизнесмены могут оспорить в прокуратуре незаконные положения нормативно-правовых актов, например, административных регламентов предоставления государственных (муниципальных) услуг или осуществления контрольно-надзорных функций. Обратиться можно и в случае несогласия с действиями органов, уполномоченных на осуществление разрешительных, лицензионных, регистрационных и других процедур. Обжаловать можно также неисполнение требований Федерального закона от 24. 07. 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Речь идет о выделении бюджетных средств (субсидий), размещении информации об оказании предпринимателям помощи в общедоступных источниках, соблюдении гарантированного федеральным законодательством преимущественного права на выкуп арендуемой недвижимости и т.д.

В 2016 году статьи 291-291. 2, 204-204. 2 Уголовного кодекса РФ были дополнены примечаниями, согласно которым лицо, давшее взятку или предмет коммерческого подкупа, освобождается от уголовной ответственности, если активно способствовало раскрытию или расследованию преступления и либо в отношении него имело место вымогательство взятки (предмета подкупа) со стороны должностного лица, либо после совершения преступления лицо добровольно сообщило о нем в правоохранительный орган.

Согласно примечанию 2 к ст. 200. 5 УК РФ лицо, совершившее подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию или расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в правоохранительный орган.

Федеральный закон от 03. 08. 2018 № 298-ФЗ ввел условия освобождения организаций от административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 19. 28 КоАП. Согласно ч. 5 данной статьи, если юридическое лицо способствовало его выявлению, проведению административного расследования и (или) раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении него имело место вымогательство. При этом данное положение не будет распространяться на правонарушения, совершенные в отношении иностранных должностных лиц и представителей международных организаций при осуществлении коммерческих сделок.

В августе вступил в силу приказ МВД России от 06. 06. 2018 №356, позволяющий выплачивать вознаграждения гражданам, участвовавшим в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших. Согласно приказу, размер вознаграждения варьируется от нескольких тысяч (сумма до 500 тыс. рублей устанавливается по решению руководителя территориального управления МВД или его заместителя) до 3 млн рублей (по решению замминистра) и выше (непосредственно главой МВД). Объявления о вознаграждении будут публиковаться на официальном сайте МВД. Решение о его выплате будет приниматься после задержания преступника. В случае принятия решения о выплате вознаграждения МВД будет уведомлять об этом гражданина в течение 14 дней со дня издания приказа. В случае отказа в выплате вознаграждения гражданин узнает об этом в течение 7 дней со дня утверждения соответствующего заключения. Вознаграждение можно будет получить как наличными, так и безналичным путем.На практике практически нет таких фактов.

Несмотря на столь позитивные преобразования, сохраняется ряд существенных проблем, снижающих эффективность борьбы с коррупцией. Так, главным тормозом развития института заявителей о фактах коррупции является не столько боязнь мести (причинения вреда) со стороны чиновников, сколько отсутствие заинтересованности у самих бизнесменов ввиду дефицита доверия правоохранительным органам, - отмечает главный эксперт по анти коррупции Московского антикоррупционного комитета Александр Сухаренко.

Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20. 08. 2004 № 119-ФЗ (ч. 2 ст. 2) предусматривает, что меры госзащиты могут быть применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления. Однако госзащита заявителей осуществляется лишь после получение ими процессуального статуса – потерпевшего или свидетеля.

Другой проблемой является обеспечение соблюдения принципов обоснованности и добросовестности заявления о фактах коррупции. При отсутствии реальных доказательств бизнесмен может сам стать субъектом уголовного преследования, например, за клевету (штраф по ст. 128. 1 УК РФ – до 5 млн. рублей) или заведомо ложный донос (лишение свободы по ст. 306 УК РФ от двух до трех лет).

Таким образом, для эффективной реализации антикоррупционной политики в сфере бизнеса необходимо не только обеспечить госзащиту предпринимателей от незаконного уголовного преследования в случае разоблачения коррупционеров, но и повысить их информированность о существующих внесудебных механизмах защиты своих прав и интересов, - считает председатель правления Национального комитета общественного контроля Мансур Юсупов.

Персоны1 и Компании1 в новости

Председатель Правления МОО «Национальный комитет общественного контроля», председатель РОО « Московский антикоррупционный комитет»
1 место
Раздел:

Общественная редакция в Москве

Мы разработали способ поддержки региональных независимых сюжетов, волнующих местных жителей. Мы собираемся использовать его для развития "Общественной редакции", нового дома для лучших региональных журналистов.  Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи.
В рамках проекта планируется дальнейшее построение "Общественной редакции", членами которой становится каждый подписчик с правом голоса. Все важнейшие вопросы в деятельности Редакции решаются путем открытого голосования. Финансирование Редакции осуществляется за счет ежемесячных пожертвований подписчиков. Узнать больше
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8112886453
Умерли за год
14427275
Родились за год
35493650