Проблема на отечественном топливном рынке достигла критических масштабов, так как стоимость топлива на автозаправочных станциях увеличивается еженедельно, а меры, принимаемые правительством, не приносят ожидаемых результатов. По словам экспертов, депутаты планируют наполнить внутренний рынок за счет импорта бензина из восточных стран, в том числе из Китая, который является самым крупным потребителем российских энергоресурсов.
Согласно информации, предоставленной Росстатом, за прошлую неделю стоимость одного литра АИ-92 превысила 60,2 рубля, АИ-95 – 66 рублей, а АИ-98 – 85,5 рубля. Темпы увеличения цен уже долгое время обгоняют еженедельную инфляцию, которая оказалась менее 0,15% за этот период времени. С начала года оптовая стоимость топлива в России выросла практически на 40%, а розные цены – примерно на 10%. Официальная инфляция в стране за это же время составила менее 5%.
Эксперты убеждены, что основной причиной возникновения топливного кризиса стало проведение внеплановых ремонтных работ на нефтеперерабатывающих предприятиях, связанных с атаками беспилотников. По их подсчетам, на конец сентября совокупная мощность всех отечественных НПЗ снизилась на 40%. Таким образом, на рынок перестало поступать примерно 340 тысяч тонн горючего в сутки. Текущий объем выпуска составляет 555 тысяч тонн, чего явно не хватает даже для удовлетворения внутренних потребностей.
Александр Новак, вице-премьер России, прокомментировал данную ситуацию следующим образом: «Сегодня баланс спроса и предложения в целом обеспечен по всей территории страны. Отдельные проблемы фиксируются в нескольких регионах, однако руководство Минэнерго вручную решает эти вопросы, осуществляя дополнительные поставки нефтепродуктов».
Однако многие эксперты считают сложившуюся ситуацию более тревожной. Есть мнение, что розничные цены на бензин в конце года вырастут не на ожидаемые ранее 8-10%, а более чем на 15%. Правительство приняло несколько мер, направленных на стабилизацию рынка, однако добиться ощутимых результатов за их счет так и не удалось. Владимир Чернов, аналитик компании Freedom Finance Global, сказал по этому поводу следующее: «Продление запрета на экспорт бензина в другие страны – не слишком надежный инструмент для улучшения ситуации. Власти решили увеличить срок действия этого моратория до конца года, но данная инициатива может дать лишь краткосрочный эффект. Стоит ждать ограничения оттока топлива за границу, но это никак не сможет повлиять на дефицит нефтепродуктов внутри России».
Правительство хочет наладить импорт топлива из Белоруссии и восточных стран: Южной Кореи, Китая и Сингапура. Однако многие отечественные эксперты убеждены, что это очень рискованная инициатива, так как существенно увеличивается риск того, что Россия начнет превращаться из экспортера нефтепродуктов в импортера. Компании будут поставлять нефть в Китай, а оттуда закупать уже готовое топливо. При таком сценарии развития событий дефицит бензина и постоянный рост цен на него могут стать хроническими явлениями. Однако сейчас других вариантов наполнить отечественный рынок топливом нет. После завершения ремонтных работ на нефтеперерабатывающих заводах объемы выпуска вырастут, однако никто не может с уверенностью сказать, что после этого рост цен на бензин прекратится.
Персоны2 и Компании8 в новости
Новости по теме
Последние новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.

4













