22:24
+22 C°
Пробки:   3
$
73.2806
86.6250
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий
Персона
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий

СМОКТУНОВСКИЙ
Иннокентий

Должность: Советский актер

Организация: Московский Художественный театр им. А. П. Чехова

Контактный телефон: +7 495 692‑67-48, +7 495 646‑36-46

Дата рождения: 28 марта 1925 года

Возраст: 95 лет

Место рождения: дер. Татьяновка, Россия

Рост: 184

Знак зодиака: Овен

Деятельность: Советский и российский актёр театра и кино, мастер художественного слова. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Профессия: Актер

Биография

Загадочный и отстранённый, как будто не от мира сего, Иннокентий Михайлович Смоктуновский создал и воплотил на экранах образ наивного, чистого гения, непонятного и трогательного интеллектуала.

По воспоминаниям режиссёров и коллег, со Смоктуновским невозможно было работать так, как с другими актёрами: он был мастером, человеком творчества и потому мог полностью раскрыться только в условиях максимального для себя комфорта. И для Иннокентия Михайловича эти условия создавались. Только для него.

Детство и юность

Иннокентий Михайлович был рождён в марте 1925-го в селе Татьяновка, что в Томской губернии (сейчас - Томская область), в семье Михаила Петровича и Анны Акимовны Смоктунович он стал вторым ребенком. По национальности еврей, но в анкетах писал, что белорус. Предков сослали в Сибирь после подавления восстания польских евреев в середине 19 века.

Когда мальчику исполнилось 4 года, семья бежала от голода в Томск, а позже - в Красноярск, где у Смоктуновских жили родственники. Там ситуация немного улучшилась. Глава семейства работал грузчиком в порту, мама Иннокентия устроилась на колбасную фабрику, но жить всё равно приходилось впроголодь. Для того чтобы прокормиться, Анне Акимовне приходилось воровать с работы кости с остатками мяса и использовать их для приготовления супов и бульона.

В 1932 году, когда голод добрался до Красноярска, а Анну уволили, старших детей Кешу и Володю пришлось отдать на воспитание к тёте Надежде Петровне и её мужу. Супружеская чета, не имевшая собственных детей, искренне полюбила мальчиков, и жизнь стала относительно благополучной.

Смоктуновский учился плохо, не интересовался школьными предметами, проявлял свободомыслие и вспыльчивость, которые очень не нравились преподавателям. Кроме того, мальчик не признавал авторитетов, а также частенько ввязывался в драки. Будучи в 6-м классе, Иннокентий, уже тогда влюблённый в театр, записался в школьный драматический кружок, но вскоре был выгнан. Выйдя на сцену в день премьеры спектакля, от волнения подросток расхохотался перед зрительным залом и в итоге так и не смог сыграть. Впрочем, несмотря на этот эпизод, театр продолжал привлекать юношу. Всеми правдами и неправдами Кеша пытался попадать на спектакли городского театра.

Ситуация осложнялась тем, что денег не было, и ради заветного действа парень шел на рискованные и часто незаконные шаги, вплоть до подделки билетов. Позже Иннокентий устроился на подработку в театр статистом, а потом поступил в школу киномехаников, и казалось, что жизнь налаживается, пока не произошла очередная беда.

Началась Великая Отечественная война, отца забрали на фронт. Юноша вынужден был совмещать привычную деятельность с подработкой, чтобы помогать семье, в которой подрастали четверо детей. В конце 1942 года пришло известие, что Михаил Смоктунович погиб, а уже через несколько месяцев и самого Иннокентия забрали воевать.

О том периоде жизни великий актёр позже рассказывал в интервью и автобиографии. За 2 года молодой человек успел побывать в плену, из которого бежал только благодаря неожиданной помощи одного немецкого солдата. Иннокентий пережил голод, который едва не свёл его в могилу, и спасся только потому, что семья крестьян приютила его, откармливала и ухаживала, рискуя при этом всем.

Через всю жизнь Смоктуновский пронёс чувство глубокой благодарности и после войны не терял связь со своими благодетелями.

Театр

По окончании войны Иннокентий вернулся к семье. Перепробовав несколько направлений деятельности, молодой человек снова устроился в театральную студию при Красноярском театре. Статистов иногда приглашали играть в постановках, так что достаточно скоро Смоктуновский получил возможность выйти на сцену.

Однако сказалось отсутствие специальной подготовки: каждый раз во время спектакля юноша зажимался, его речь становилась тихой и невнятной. Режиссёр высказывал претензии неудачливому актёру, тот же отвечал резко и нервно. Из-за постоянных конфликтов меньше чем через год Иннокентия выгнали из театра.

В поисках счастья Смоктуновский отправился в Норильск, где ему посчастливилось устроиться во Второй Заполярный театр музыкальной комедии и драмы. В это же время Иннокентий изменил данную при рождении фамилию Смоктунович на псевдоним, под которым его знает зритель. Говорят, что на этом настаивал художественный руководитель театра. Другие утверждают, что фамилию актёр поменял добровольно, чтобы его не принимали за еврея.

В Норильске благодаря поддержке коллег Смоктуновский прошел актёрскую школу, избавился от зажатости и наконец-то смог раскрыться как потрясающий артист. Практически мгновенно Иннокентий начал получать ведущие роли в спектаклях.

Постепенно климат севера начал подтачивать здоровье актера, и Смоктуновский вынужден променять Норильск на Махачкалу. Там актёр сумел попасть в Дагестанский русский драматический театр, но вскоре затосковал без интересных ролей и в следующем же году переехал снова, на этот раз - в Сталинград, где в это же время началось восстановление культурной жизни.

Сыграв в спектакле "Укрощение строптивой" эпизодическую роль, Иннокентий смог добиться к себе внимания со стороны прессы и зарекомендовал себя как актер, который может "вытянуть" и сделать яркой даже крошечную роль. Смоктуновский начал воплощать более значительные образы и вскоре стал звездой театра. Но постепенно нарастал конфликт между актёром и главным режиссёром театра имени Горького. Позже Иннокентий разругался с женой, работавшей в том же театре, и это стало последней каплей. В январе 1955 года артист уволился и уехал в Москву.

Смоктуновскому не удалось сразу закрепиться ни в одном из крупных столичных театров. Несколько месяцев актёр распродавал личные вещи, периодически ночевал и обедал у близких друзей Марковых, потом в театре имени Ленинского комсомола подрабатывал за мизерные деньги.

Иннокентия спасло знакомство с Суламифью Кушнир, будущей женой. Проникшись сочувствием к молодому мужчине, девушка, в то время работавшая художником-гримером, познакомила его с Иваном Пырьевым, который устроил исполнителя в Театр-студию киноактёра.

В 1957 году по счастливому стечению обстоятельств Смоктуновский получил роль князя Мышкина в постановке "Идиот" в Большом драматическом театре. Благодаря этой роли к актёру пришла слава, и не только в Москве, но и по всему Советскому Союзу.

Союз двух гениев Георгия Товстоногова и Иннокентия Смоктуновского буквально потряс театральный мир. Иннокентий стал трудиться в БДТ, играя главные роли в нескольких спектаклях. Тогда же артист начал активно сниматься в кино. Вскоре случилось так, что из-за съемок Смоктуновский опоздал на начало сезона в родном театре. Вспыльчивый Товстоногов уволил актёра. Это случилось в 1960 году.

В театр Иннокентий Михайлович вернулся только в 70-х и за 20 последующих лет сыграл во множестве спектаклей, укрепивших и приумноживших его славу. Особенно выделялся сценический дуэт Смоктуновского и Олега Ефремова.

До последних лет жизни Иннокентия Михайловича двое друзей часто играли вместе.

Фильмы

Начиная с 1960-х актёр активно снимался в кино, фильмографию Смоктуновского составляют добрых полторы сотни картин. Самыми запомнившимися советскому зрителю фильмами с его участием стали "Берегись автомобиля", "Чайковский", который принес награду фестиваля в Сан-Себастьяне, "Гамлет", удостоенный Ленинской премии. Роль Порфирия Петровича в «Преступлении и наказании» отмечена Государственной премией РСФСР.

Слова «малоизвестного артиста» из мелодрамы Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» превратились в одну из самых часто упоминаемых цитат из оскароносной ленты. Критики отмечали, что криминальный авторитет в комедии «Гений» с Александром Абдуловым будет пострашнее и убедительнее отдельных реальных боссов мафии.

В телеспектакле «Моцарт и Сальери» Смоктуновский перевоплощался в гениального композитора, в «Маленьких трагедиях» - уже в педагога и дирижера, считавшегося его убийцей.

Наверное, из-за этого необыкновенного умения сочетать в образе кошачью мягкость и интеллигентность с жесткостью, а порой и жестокостью Смоктуновскому доверяли персонажей, чья интонация или одно только движение брови заставляли замереть на полуслове или, наоборот, бежать без оглядки. Высокий рост (184 см) тоже рассматривали как способ передачи величественности и статусности.

Незабываемым получился в исполнении Иннокентия британский премьер-министр в сериале «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона» - эдакое сочетание английской чопорности и горячности в одном флаконе.

А как завораживал его император Юстиниан в драме «Русь изначальная», с благостной улыбкой отправлявший подчиненных на смерть, французский король в «Легенде о Тиле», иркутский губернатор в «Звезде пленительного счастья».

На протяжении творческой жизни ансамбль со Смоктуновским составляли самые яркие актрисы. В детективе «Кража» по пьесе Джека Лондона Иннокентий снялся в тандеме с Анастасией Вертинской, в «Анне и Командоре» - с Алисой Фрейндлих, в «Дамском портном» - с Татьяной Васильевой. В фильме Сергея Герасимова «Дочки-матери» актер сыграл супруга Тамары Макаровой и отца Ларисы Удовиченко.

Последние проекты продолжали выходить уже после смерти Иннокентия Михайловича. Например, "Вино из одуванчиков", где роль Смоктуновского пришлось озвучивать Сергею Безрукову, так как звуковую дорожку записать не успели.

Личная жизнь

Деталями личной жизни народный артист Советского Союза свободно делился в интервью. Первый брак Иннокентия с коллегой по сцене Риммой Быковой продлился 2 года. Постепенно красавица охладела к супругу и увлеклась другим мужчиной. Смоктуновский не стерпел такого поворота событий, развёлся с женой и уехал в Москву, где встретил Суламифь Кушнир.

Эта девушка, протянувшая руку помощи безвестному актеру, в итоге стала его спутницей на всю жизнь.

В этом браке родились трое детей. Старшая Надя умерла через 6 месяцев после рождения. Вторым ребенком в 1957-м стал сын Филипп. Дочь Мария появилась у супругов в 1965 году. Иннокентий Михайлович хотел, чтобы дети продолжили династию, однако младшие Смоктуновские не полюбили театр так, как отец.

Правда Мария, танцевавшая в Большом театре, а потом заведовавшая музеем МХАТа, успела засветиться в эпизодах картин «Дело Сухово-Кобылина», «Зависть богов», «Дамский портной». Филипп стал переводчиком. По стопам деда пошла внучка Анастасия, родившаяся в семье Филиппа и балерины Ольги Буцкевич. Девушка играет в театре Армена Джигарханяна.

По словам дочери, Смоктуновский с молодости верил в Бога, коллекционировал иконы, потому с трепетом отнесся к созданию аудиокниги «Библейские истории». Пленка 15 лет пролежала на полке, потом вышел ограниченный тираж пластинок, от которого остались единицы, и те хранятся в личных архивах поклонников. В Сети доступны записи, где Иннокентий Михайлович читает Пушкина, Сервантеса, Чехова, Достоевского.

Смерть

Причиной смерти Смоктуновского в августе 1994 года стал инфаркт. Предыдущий, по рассказам близких, актер перенес еще в марте. Не долечился, продолжил съемки в картинах «Белый праздник» и «Притяжение солнца». Причем в обеих Иннокентий Михайлович играл стариков, чья жизнь близится к концу. По завершении работы уехал в санаторий, а через пару дней захотел вернуться домой. Родственники приехали забирать уже усопшего артиста – четвертый инфаркт он не пережил.

Прощание со знаменитым актером прошло в МХАТе имени Чехова. Присутствовавшие потом вспоминали фото, выставленное на сцене: «Проницательный взгляд князя Мышкина». Могила Иннокентия Смоктуновского находится на Новодевичьем кладбище, в одном ряду с Олегом Борисовым и Иваном Козловским.

Фильмография

1969 – «Преступление и наказание»

1970 – «Дядя Ваня»

1974 – «Анна и Командор»

1975 – «Звезда пленительного счастья»

1979 – «Москва слезам не верит»

1982 – «Кража»

1985 – «Дети солнца»

1985 – «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»

1987 – «Гардемарины, вперед!»

1990 – «Дамский портной»

1990 – «Ловушка для одинокого мужчины»

1993 – «Убийца»

1994 – «Белый праздник»
 

Рейтинг ГлобалМСК.ру

1531

Упоминания в новостях
«Некоторые не знают Евгения Евстигнеева и Иннокентия Смоктуновского»: Игорь Золотовицкий рассказал об учениках МХАТа
4 февраля 2020 года
2196
Талантливый российский актер и ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий в проекте на «Русском радио» рассказал об учениках театрального вуза. По его словам, на сегодняшний день у молодежи...
Скончавшегося режиссёра Марка Захарова похоронят на Новодевичьем кладбище
28 сентября 2019 года
4808
28 сентября ушел из жизни известный режиссер Марк Захаров. Звезду отечественного кинематографа похоронят в ближайшее время на Новодевичьем кладбище. Эту информацию журналистам сообщили в окружении художественного...
Родились в один день
До следующего дня рождения осталось дней: 233 дней.
Актриса
4 место
Заведующий кафедрой гражданского процесса юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, член совета директоров ОАО "Газпром"
8 место
Депутат Государственной Думы
9 место
Глава Мытищинского муниципального района
10 место
Упоминается вместе
Актёр театра и кино, телеведущий, заслуженный артист РФ
3 место
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
4 место
Певица, актриса
5 место
Театральный режиссёр, актёр, театральный педагог
9 место
Российский и советский политический деятель мирового масштаба
10 место
Статистика профиля
Рейтинг компаний
Государственная дума Российской Федерации (Госдума, ГД РФ)
242 персон
Правительство Москвы
58 персон
Первый канал
56 персон
Сбербанк
52 персон
Правительство России
50 персон
Альфа-Банк
46 персон
МТС
41 персон
Билайн
38 персон
Microsoft
38 персон
Газпром
33 персон
ГлобалМСК.ру уделяет особое внимание деятельности известных персон: политиков, чиновников, бизнесменов, банкиров, деятелей культуры и спорта. Их мнение во многом определяет развитие политической, общественной и экономической жизни Москвы и Московской области. Раздел постоянно редактируется нашими журналистами на предмет актуальности информации. Здесь можно найти информацию о генеральных директорах и президентах топовых Московских компаний, чиновниках и общественных деятелях, которые играют ключевую роль в развитии региона.
Цель проекта – создать комфортное информационное пространство для всех субъектов рынка, а также познакомить читательскую аудиторию с деловыми людьми Москвы.
Мы создали внушительную базу персон в Москве, в которой содержится информация о карьерном пути, образовании и другие важные сведения о человеке.
Благодаря автоматическому подсчету количества упоминаний персоны в новостях разделов «Московские новости» и «Московские пресс-релизы» на портале формируется рейтинг популярности и влияния персон. Коллектив ГлобалМСК.ру отслеживает изменения рейтинга и поощряет участников проекта за успехи. В целом рейтинг участников строится на основе глубокого анализа активности PR-служб известных людей, а также отражает качественное состояние информационного поля, формируемого СМИ и пресс-службами вокруг организации.
«Деловые люди Москвы» - проект о персонах, которые своими идеями, словами и поступками оказывают большое влияние на развитие и процветание Москвы.
Алёна Потапова

Директор по развитию
Следуйте за нами