11:51
+24 C°
Пробки:   4
$
63.1295
71.3490
ТАБАКОВ Олег Павлович
Персона
ТАБАКОВ Олег Павлович

ТАБАКОВ
Олег
Павлович

Должность: Народный артист СССР, Лауреат Государственных премий СССР и РФ

День рождения: 17 августа 1935 года

Знак зодиака: Лев

Профессия: Актер

Народный артист СССР. Киноактёр. Художественный руководитель МХАТ им.А. П. Чехова.

Основатель, художественный руководитель Театра под руководством Олега Табакова. Член Совета по культуре при Президенте РФ.

Родился 17 августа 1935 года в г. Саратове в семье врачей — Павла Кондратьевича Табакова и Марии Андреевны Березовской, прекрасно образованных русских интеллигентов.

Ранее детство провёл с любящими родителями и бабушками. Его семья познала все тяготы войны: отец ушёл на фронт, возглавивив военно-санитарный поезд № 87, мать, чтобы прокормить детей, работала в эльтонском военном госпитале. После войны родители расстались.

Олег Табаков учился в мужской средней школе № 18 города Саратова. Решающее влияние на выбор профессии оказали занятия (1950—1953) в театральном кружке «Молодая гвардия» Саратовского дворца пионеров и школьников, руководимом уникальным педагогом театрального мастерства Натальей Иосифовной Сухостав, ставшей «крёстной матерью» в профессии для ста шестидесяти актёров.

В 1953 году Олег Табаков поступил в Школу-студию МХАТ, на курс Василия Осиповича Топоркова. Был одним из лучших студентов. Учась на третьем курсе, сыграл свою первую роль в кино в фильме «Саша вступает в жизнь» режиссёра Михаила Швейцера.

В 1957 году под крышей Школы-студии МХАТ О. Н. Ефремов создал Студию молодых актёров, преобразовавшуюся впоследствии в театр «Современник». Ефремов оказал большое влияние на окончательное профессиональное становление Табакова. По словам Табакова, Современник стал одновременно и «…подтверждением величия Московского Художественного театра, его методологии, учения Станиславского и Немировича-Данченко о живом актёре, живой жизни человеческого духа, воспроизводимой на сцене сегодня, здесь, сейчас», и «новым организмом, по сути дела взрывающим МХАТ изнутри… Вполне закономерно, что МХАТ не принял и не вобрал в себя Студию молодых актёров, что, может быть, было одной из трагических ошибок этого театра…» «Современник» стал самостоятельной единицей, а Олег Табаков — самым молодым из шести основателей нового театра. Роль студента Миши в спектакле «Вечно живые» стала его первой работой в театре. С 1957 по 1983 год Олег Табаков являлся ведущим артистом «Современника». Его роли в спектаклях «Голый король», «Три желания», «Всегда в продаже», «Обыкновенная история» снискали невероятный успех. Одновременно с этим Табаков — один из наиболеее востребованных и известных артистов отечественного кинематографа. Много работал на радио. В 1968 году, по приглашению театра «Чиногерны клуб», Олег Табаков сыграл в Праге свою самую любимую роль — Хлестакова в спектакле «Ревизор». Оглушительный успех за границей окончательно утвердил «звёздный» статус тридцатитрёхлетнего артиста среди театральных мастеров международного класса. Абсолютно естественным для Табакова является стремление «…постоянно осваивать новые высоты в профессии,… что привело меня к делу, казалось, совершенно неожиданному…» В 1968 году Табаков поставил дипломный спектакль «Женитьба» в молодёжной студии, набранной «Современником». Первый опыт преподавательской деятельности послужил основой для будущего.

В 1970 году, после назначения О. Н. Ефремова художественным руководителем МХАТ, Табаков принимает решение стать директором театра, и одновременно с этим способствует утверждению Г. Б. Волчек на должность главного режиссёра театра «Современник». Директорство Табакова продолжалось шесть лет, и принесло театру немало пользы.

В 1973 году Олег Табаков, преуспевающий и максимально загруженный человек, принимает неожиданное решение — взять на себя ещё одну ношу: обучать молодых актёрскому ремеслу. Собрав команду единомышленников-волонтёров (куда входили В. Фокин, А. Дрознин, К. Райкин, А. Леонтьев, И. Райхельгауз, В. Поглазов, С. Сазонтьев), Табаков устроил беспрецедентную акцию: объявив набор в драмкружок, прослушал три с половиной тысячи претендентов-старшеклассников, и отобрал всего 49 человек. В этом «драмкружке», располагавшемся во Дврце пионеров им. Крупской, дети обучались по вузовской программе: им преподавались история мирового искусства, история русского театра, сценическое движение и пластика. В 1976 году Олег Табаков на базе ГИТИСа набрал курс из двадцати шести студентов, основой которого стали те, кого он привёл из своего «драмкружка»: Н. Лебедева, И. Нефёдов, Л. Кузнецова, М. Овчинникова, В. Никитин, А. Якубов, О. Топилина и К. Панченко. Среди пришедших поступать учиться у Табакову «самотёком» была Елена Майорова. Открылась новая страница в жизни Табакова — профессиональное преподавание. Своему первому курсу Табаков отдал максимум. Программа обучения сильно отличалась от существовавшей в институте театрального искусства. Табаковским «первенцам» достались и чтение «запрещённой» литературы, и встречи с Высоцким, Окуджавой, Шверубовичем, и другими знаковыми фигурами того времени. Мастер всегда был щедр к ученикам, посвящая занятиям всё своё свободное время.

В 1977 году, с помощью начальника Бауманского РСУ Ю. Л. Гольцмана, Табакову удалось получить бывший угольный склад на Чаплыгина, 1а. Собственными руками мастер и его курс очистили и отремонтировали заброшенное помещение, со временем превратившееся в знаменитый подвал «Табакерка».

В 1978 году состоялась премьера «подвала» — спектакль «С весной я вернусь к тебе» по пьесе А. Казанцева. Затем были «Две стрелы», «Прощай, Маугли!», «Белоснежка и семь гномов», «Страсти по Варваре». Студенты Табакова обучались мастерству, ежедневно участвуя в спектаклях. Вскоре «подвал» стал известен не только в Москве. С 1979 года о студии стали писать лучшие журналисты и критики того времени — А. Аджубей, Е. Сурков, А. Свободин, И. Соловьёва. После успешнейших гастролей студии в Венгрии стало очевидно, что на свет появился новый Театр. Однако официального статуса театру не дали. Запретом В. В. Гришина, первого секретаря МГК партии, была разрушена новая, чрезвычайно жизнеспособная и талантливая актёрская генерация, созданная и воспитанная Олегом Табаковым. «Современник», куда Табаков обратился с просьбой принять в труппу своих выпускников с уже сформированным и обкатанным репертуаром, отверг его предложение. «Современник» повторил ошибку МХАТ, отказавшего когда-то Студии молодых актёров. Шанс на обновление устоявшегося театра вновь был упущен.

С 1980 по 1982 год выпускники Табакова, вынужденные разойтись по разным театрам, продолжали собираться в «Табакерке» по ночам, репетировать и даже выпускали премьеры. В те годы вышли «Записки сумасшедшего», «Жак-фаталист», «Случай в зоопарке». Последней попыткой восстановить прежнюю жизнь подвала стал спектакль «Пролетарская мельница счастья», сорванный однажды из-за неявки неотпущенной с «основного места работы» актрисы. Жизнь подвала замерла.

В самое тяжёлое для себя время, в период «запрета на профессию», Табаков продолжал работать, читая лекции студентам Хельсинкской театральной академии. Поставил с финнами дипломный спектакль «Две стрелы».

1982 год — Табаков набирает новый актёрский курс, который через несколько лет станет основой труппы нового театра.

С 1976 по 1983 год Табаков оставался в «Современнике» на «разовых» ролях, и в 1983 году принял решение о переходе во МХАТ по приглашению О. Н. Ефремова. Первой ролью Табакова стал Сальери в пьесе П. Шеффера «Амадей». По сей день это один из наиболее посещаемых спектаклей театра.

1986 год — первый зам. министра культуры подписал приказ о создании трёх московских театров-студий, одним из которых был театр-студия под руководством Олега Табакова.

1 марта 1987 год — завершена реконструкция подвала на ул. Чаплынина, 1а. Табаков ставит спектакли в подвале, играет сам и воспитывает актёров, совмещая всё с необыкновенной лёгкостью. Характеризуя своё детище, Табаков называет «Табакерку» «нормальным, русским, традиционным, реалистическим психологическим театром». Реалистическим не в том смысле, что он чурается, к примеру, театра абсурда или того, что сам Табаков называет «театром правдоподобия невероятного» — Гоголя, Гофмана, Салтыкова-Щедрина. «…Наоборот, наш театр вбирает всё и от этого становится и более мощным, и более маневренным, и более полнокровным по звучанию. Театр интересен, когда он не просто тиражирует жизнеподобие, а когда пытается осуществлять езду в незнаемое…»

«Табакерка» создана Табаковым по всем правилам русского театра-семьи со своими законами и расстановкой сил, где есть мудрый «отец» и где происходит постоянное обновление, приток новых, талантливейших сил. Лучшие ученики Табакова выходят на профессиональную сцену, являясь студентами второго и даже первого курса Школы-студии МХАТ. Это — «стабильная и оправдывающая себя практика» обучения мастерству и достижения внутренней свободы, необходимой профессиональному актёру. В 1985 году Олег Табаков по просьбе Ефремова стал ректором Школы-студии МХАТ. Ему удалось сохранить традиции Студии, основанной Вл. И. Немировичем-Данченко. Уровень обучения всем предметам в Школе-студии остаётся высоким, университетским. Профессиональный отбор — чрезвычайно жёстким и однозначным. Слава Школы-студии МХАТ давно преодолела границы. Студенты со всего мира приезжают в Москву, познавать тайны ремесла. В 1990 году в Бостонском университете (США) Табаков основал “Russian-American Performing Arts Center” — «Школу Станиславского», как называют её американцы, где преподают многие преподаватели Школы-студии (Олег Табаков занимается с американскими студентами во время собственного отпуска).

1987 год — драматический раздел МХАТ на две группы. Табаков последовал за О. Н. Ефремовым во МХАТ им.А. П. Чехова. С 2001 года Олег Табаков параллельно совмещает следующее:

- Художественное руководство, режиссура, участие в спектаклях «Театра-студии под руководством Олега Табакова»;
- Работу во МХАТ им.А. П. Чехова в качестве актёра;
- Обучение студентов и режиссура за границей;
- Продюсирование;
- Съёмки в кинофильмах.

2001 год — Олег Павлович Табаков назначен художественным руководителем МХТ имени А. П. Чехова, и теперь совмещает это с художественным руководством Московским Театром п/р О. Табакова.

С 2002 года Олег Павлович Табаков был удостоен следующих наград:

- Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства;
- Премия газеты «Московский Комсомолец» по итогам 2002—2003 гг. («Лучший дуэт» — спектакль МХТ имени А. П. Чехова «Копенгаген»);
- Премия читателей газеты «Аргументы и факты» «Национальная гордость России»;
- Премия «Чайка» в номинации «Сердце ангела» за продюсерские успехи;
- Премия газеты «Московский Комсомолец» (роль Серебрякова в спектакле «Дядя Ваня»);
- Премия газеты «Московский Комсомолец» (сезон 2004-2005 гг.) в номинации «Человек года»;
- Премия «Чайка» в номинации «Патриарх»;
- Премия «Хрустальная Турандот» в номинации «За доблестное служение искусству»;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени;
- Премия имени Г. А. Товстоногова (в рамках Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», сезон 2006-2007 гг.) — «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»;
- Звание почётного доктора Чешской академии изящных искусств (2008 г.). Школа-студия МХАТ, курс Василия Осиповича Топоркова

Рейтинг ГлобалМСК.ру

425

Упоминания в новостях

Смотреть все
После скандала со зрителями Максим Матвеев высказался о штрафах и наказаниях за съемку спектаклей
30 мая 2019 года
2390
Скандал касаемо неожиданно резкой критики известного актера театра и кино Максима Матвеева в адрес зрителей никак не утихает. К слову, накануне заслуженный артист высказался о том, что большая часть аудитории...
«Отказалась играть женщину, которая расчленяет ребенка»: Наталья Бочкарева объяснила свое увольнение из театра
15 мая 2019 года
3063
Гостьей нового выпуска популярной программы «Вечернее шоу с Аллой Довлатовой» стала известная актриса театр и кино Наталья Бочкарева. 38-летняя артистка уже успела полюбиться российскому телезрителю...
Шутка мастера: Стоянов запил после холодной реакции Олега Табакова на его игру в спектакле «Женитьба»
26 апреля 2019 года
3036
На днях популярный отечественный актер театра и кино, музыкант Юрий Стоянов решил поделиться своими воспоминаниями, связанными с профессиональным поприщем. Так, однажды ему выпала возможность сыграть одну...
Павел Табаков признался, что семейный бюджет спасает его от неинтересных ролей
10 апреля 2019 года
1827
После смерти своего любимого супруга Олега Табакова известная отечественная актриса театра и кино Мария Зудина находит утешение в детях. Наследник артистки – 23-летний Павел Табаков решил пойти...
Марина Зудина продолжает борьбу за пропавшие миллионы Олега Табакова
27 марта 2019 года
327
Вдова известного отечественного актера и режиссера театра и кино Олега Табакова – Марина Зудина до сих пор не может пережить потерю своего любимого супруга. 53-летняя актриса призналась, что она...

Родились в один день

Дата рождения: 17.08.1935. Возраст: 83. Знак зодиака: Лев.
До следующего дня рождения осталось дней: 53 дней
КОВТУН Сергей Геннадиевич

КОВТУН Сергей Геннадиевич

Заместитель генерального директора по финансово-экономической деятельности СПАО «Ингосстра
Ингосстрах
НЕМШИЧ Борис

НЕМШИЧ Борис

Главный исполнительный директор
Билайн
ВАСИЛЬЕВА Елена Александровна

ВАСИЛЬЕВА Елена Александровна

Заместитель Председателя Правления — главный бухгалтер
Газпром
РЕТЮНСКИЙ Евгений Юрьевич

РЕТЮНСКИЙ Евгений Юрьевич

Заместитель председателя правления
ЖДАНОВ Иван Юрьевич

ЖДАНОВ Иван Юрьевич

Российский политик, руководитель юридического отдела «Фонда борьбы с коррупцией»
Фонд борьбы с коррупцией
Рейтинг компаний
Государственная дума Российской Федерации (Госдума)
238 персон
Правительство Москвы
60 персон
Первый канал
55 персон
Сбербанк
48 персон
Правительство России
47 персон
Альфа-Банк
44 персон
МТС
39 персон
Билайн
37 персон
Microsoft
37 персон
МегаФон
32 персон
Следуйте за нами