19:52
+9 C°
Пробки:   4
$
76.4667
90.4142
ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович
Персона
ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович

ЭЙЗЕНШТЕЙН
Сергей
Михайлович

Должность: Советский театральный режиссёр

Дата рождения: 22 января 1898 года

Возраст: 122 года

Знак зодиака: Водолей

Профессия: Режиссер


Биография

Его талантом восхищался сам Чарли Чаплин, назвавший картину «Иван Грозный» «высшим достижением в жанре исторических фильмов». Голливуд в середине 1920-х пригласил молодого гения поработать в Америке, а «вождь всех народов» вручил ему две Сталинских премии. Но за успешным обликом скрывался глубоко несчастный человек, для которого проблески счастья и творческой свободы сменялись черными полосами депрессии и гонений.

Талантливый ученик Всеволода Мейерхольда, теоретик киноискусства, стоявший у его колыбели, новатор, добившийся синтеза изображения и действия, – Сергей Эйзенштейн умер на взлете, не успев воплотить в жизнь и половины задуманного.

Детство и юность

Родился будущий классик кинематографа в январе 1898 года в Риге, тогда Российской империи. Рос Сергей в зажиточной семье, где двое любящих родителей выполняли малейшее желание маленького сына, похожего на ангелочка с льняными волосами и серо-голубыми глазами. Рорик или Котик, как называли мальчика, летом отдыхал на Рижском взморье, в остальное время ходил в цирк, синематограф и театр.

В доме Эйзенштейнов бывали именитые гости, городские чиновники и купцы. Праздники отмечались с размахом. На Новый год – елка в золоченых украшениях до потолка, на дни рождения Рорика – сад в иллюминации, домашние спектакли и горы подарков. И если бы не постоянные ссоры родителей, детству мальчика мог бы позавидовать каждый ровесник.

Отец будущего лауреата Сталинских премий – Михаил Айзенштейн (позже Эйзенштейн) – происходил из еврейской купеческой семьи, обосновавшейся под Киевом. Михаил Осипович выучился на архитектора и устроился по специальности, дослужившись до чина статского советника и получив дворянское сословие. В Риге и сегодня остались десятки спроектированных им домов.

Но основа благосостояния семьи – материнское приданое. Дедушка Сергея Эйзенштейна по матери – Иван Конецкий – владел «Невским баржным пароходством». Похоронили купца с почестями – в Александро-Невской лавре. Дочь Юлия Конецкая получила богатое приданое. В доме Эйзенштейнов держали прислугу.

Хрустальный мир семейного благополучия разбился вдребезги. Скандальный бракоразводный процесс – Михаил Эйзенштейн 4 года в суде доказывал супружескую неверность жены – похоронил счастливое детство Рорика: в 11 лет, после расставания родителей, мальчик попрощался с детством. Мама уехала в Петербург, а сын остался с отцом в Риге.

Тоску по матери он выливал в письмах к ней, а Юлия засыпала Котика подарками, не имея возможности видеть его. Эйзенштейн-младший получил отличное образование: свободно владел тремя иностранными языками, играл на фортепиано, рисовал, фотографировал, держался в седле.

Осенью 1914 года Сергей Эйзенштейн окончил училище в Риге и в следующем году стал студентом инженерного вуза в Петербурге, который ранее окончил отец.

Сын покорился родителю, но архитектура не привлекала юношу: в его памяти яркой мозаикой запечатлелись картинки увиденных в детстве цирковых представлений и синематографа. А еще – кадры увиденного в Париже трюкового кинофильма, снятого французским режиссером Жоржем Мельесом, изобретателем спецэффектов и пионером кинофантастики. 

Фильмы

Октябрьскую революцию Сергей Эйзенштейн, в отличие от отца, принял вдохновенно. Он вступил в ряды Красной армии добровольцем. В этот период и началась его творческая биография. Эйзенштейн готовил передвижные спектакли, рисовал шаржи и карикатуры на Антанту, радовался разрушению буржуазного уклада жизни.

В 1920 году будущего кинорежиссера отправили учиться в Академию генштаба. Сергей Эйзенштейн взялся изучать японский язык, но главное – он приехал в Москву, где кипела культурная жизнь, где ставились новые спектакли.

Вскоре Эйзенштейн занялся тем, о чем давно мечтал: ставил спектакли в пролеткультовском театре и учился на режиссерских курсах Всеволода Мейерхольда.

Дебютный фильм молодого режиссера вышел в 1924 году: Сергею Эйзенштейну заказали картину о всероссийской стачке 1905. Кинематографист опробовал изобретенный метод «монтажа аттракционов» и снял выступление Льва Троцкого на 7-тысячном митинге.

В декабре цензура одобрила ленту, а в ноябре Троцкий попал в немилость. От режиссера ждали немедленной переделки фильма, но он не спешил. За это Эйзена, как его звали друзья и коллеги, изгнали из Пролеткульта. Урок от советской власти Сергей Эйзенштейн не усвоил: он и дальше не спешил перекраивать снятые фильмы в угоду цензуре.

1925-й, несмотря на передряги на профессиональном и личном фронтах, стал для Эйзенштейна триумфальным. Режиссер снял свой главный киношедевр – картину «Броненосец «Потемкин»». История о бунте на корабле основана на реальных событиях, Сергей Михайлович лишь эмоционально усилил факты.

Картина оказалась настолько мощной энергетически, что ее не решались показывать на Западе. Во Франции «Броненосца «Потемкина» увидели в 1953 году, а в Японии – в 1959-м.

После выхода киношедевра Сергей Эйзенштейн проснулся знаменитым. В следующем году советского гения пригласили в Голливуд. Иосиф Сталин, скрепя сердце, отпустил режиссера в длительную командировку. До отъезда он снял картину «Октябрь», но она имела меньший успех.

По пути в Соединенные Штаты Эйзенштейн побывал в Европе. Владевший тремя языками, он выступал по радио, читал лекции в Кембридже и Сорбонне, познакомился с Бернардом Шоу, Гретой Гарбо и Федором Шаляпиным.

В Америке от русского мэтра кинематографа ждали звуковой фильм масштабов «Потемкина», но на американском материале. Эйзенштейну поручили съемки «Американской трагедии» по роману Теодора Драйзера, но спустя месяц режиссера ждало разочарование: студия «Парамаунт» разорвала с ним контракт, обвинив в политизации человеческой драмы.

«Красному» кинорежиссеру оплатили дорогу домой, и Сергей Эйзенштейн отправился в Советский Союз через Гавайи, Японию и Китай. В Мексике по договору с писателем-социалистом Эптоном Синклером взялся снимать картину «Да здравствует Мексика!», но в разгар работы Сталин прислал телеграмму с приказом возвращаться немедленно. Чарли Чаплин, увидев первую часть ленты под названием «Буря над Мехико», назвал ее «лучшим фильмом мирового кино».

Дома Сергея Эйзенштейна ждал холодный прием и немилость вождя. Сталин позаботился о том, чтобы Эйзен не смог «пролезть вновь в главные кинооператоры СССР». От расстрела его спасло заступничество Андрея Жданова и Вячеслава Молотова. Мэтра отлучили от съемок, он преподавал во ВГИКе, обучая студентов теории и практике режиссерского дела.

Весной 1935 года Сергей Эйзенштейн вернулся в профессию и взялся экранизировать историю о Павлике Морозове, назвав картину «Бежин луг». Главное управление кинематографии, без отмашки которого не снимался ни один фильм, внесло правки в сценарий, но режиссер не учел их. Требование сократить сцену с разгромом церкви Сергей Эйзенштейн проигнорировал и сделал ее главной.

Работу над фильмом прервала болезнь – режиссер заболел черной оспой. Пока он выздоравливал, эпизоды просмотрели чиновники управления и приказали полностью переделать ленту. Эйзенштейн отказался. Два года травли, разгромной критики и противостояния с чиновниками не прошли даром: Сергей Эйзенштейн оказался на грани самоубийства.

К работе мэтр вернулся в 1938-ом, спустя 3 года. Ему в руки попал сценарий настоящего блокбастера – исторической картины «Александр Невский». Малобюджетный фильм Эйзенштейну позволили снимать едва ли не из жалости. Но гениальный Эйзен снова всех удивил, сняв шедевр, сравнимый с «Потемкиным».

Картина понравилась Сталину, и опальному режиссеру вручили орден Ленина, а потом и Сталинскую премию. В начале 1941 года мастер взялся за последний шедевр – ленту «Иван Грозный». Снять ее предложил Сталин.

Из-за начавшейся войны съемки шли в Алма-Ате, работали ночью – электроэнергии не хватало. Грозного играл Николай Черкасов, ранее сыгравший Невского. Режиссер разбил ленту на 3 части. Первая вышла в 1944 году и понравилась генералиссимусу – Сергею Эйзенштейну вручили вторую Сталинскую премию.

Иосиф Виссарионович одобрил образ царя, расправившегося с опричниной: в образе главного героя Сталин видел себя. Но 2-ая часть вызвала гнев вождя: в ней Иван Грозный превратился в тирана и убийцу, в конце жизни мучимого совестью. Сергей Эйзенштейн предчувствовал катастрофу, но коверкать историю в угоду Сталину не стал.

В 1946 году у режиссера случился первый инфаркт. Известие о смерти матери и расстреле Мейерхольда окончательно подорвало здоровье, но Эйзенштейн взялся за съемки третьей части ленты.

В феврале 1947-го разразился скандал: Сталин посмотрел 2-ю часть «Ивана Грозного» и приказал переделать серию. Сергей Эйзенштейн согласился, но на деле не собирался исполнять приказание. Затянув с переделкой, он сохранил картину потомкам. Третью часть он так и не успел отснять. 

Личная жизнь

Семейная катастрофа, свидетелем которой Сергей Эйзенштейн стал в детстве, повлияла на его отношения с женщинами. Официально Эйзенштейн женился в 36 лет на киножурналистке Пере Аташевой (Перл Фогельман). Они познакомились во время работы над «Броненосцем «Потемкиным»». Женщина мечтала родить от мужа ребенка, но стала другом, сиделкой и коллегой.

Вернувшись из-за границы после 5-летней командировки, Сергей Эйзенштейн отделился от супруги. В 1930 году место Перы заняла ассистентка Елена Телешева. Ее называли «женщина-гренадер». Но и тут связь оказалась платонической. Теоретическое обоснование своей девственности мэтр нашел в учении Зигмунда Фрейда. Отказ от плотских радостей Эйзенштейн объяснял необходимостью сублимации.

«Без сублимации – я простой эстет a la Оскар Уайльд», - говорил он американской журналистке Мари Сетон.

В архиве Сергея Эйзенштейна сохранились сотни гомосексуальных рисунков мэтра, но убедительных сведений любовной связи режиссера с мужчинами нет. Незадолго до смерти Эйзенштейн снова женился на Аташевой, оказавшейся после кончины мэтра официальной вдовой и распорядительницей наследия. 

Смерть

Эйзенштейн скончался от сердечного приступа февральской ночью 1948 года. Он умер в том же возрасте, что и отец – в 50. Похоронили режиссера на 4 участке Новодевичьего кладбища в столице.

Фильмография

1924 — «Стачка»
1925 — «Броненосец «Потемкин»
1927 — «Октябрь»
1929 — «Штурм Ля Сарраса»
1929 — «Старое и новое»
1930 — «Сентиментальный романс»
1931 — «Да здравствует Мексика!»
1933 — «Буря над Мехико»
1935-1937 — «Бежин луг»
1938 — «Александр Невский»
1940 — «Время на Солнце»
1941 — «Мексиканская симфония»
1941 — «Свободная земля»
1944-1946 — «Иван Грозный»

Рейтинг ГлобалМСК.ру

4314

Обсуждение

Родились в один день
Дата рождения: 22.01.1898. Возраст: 122. Знак зодиака: Водолей (информация о знаке).
Гороскопы для Водолея: гороскоп на сегодня, гороскоп на завтра, гороскоп на неделю, гороскоп на месяц, гороскоп на год.
До следующего дня рождения осталось дней: 89 дней.
Актёр театра и кино, продюсер
1 место
российский футболист, полузащитник.
3 место
Актриса театра и кино
4 место
Ведущий кардиохирург, известный ученый и организатор медицинской науки, директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН, Президент Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации»
5 место
Депутат
6 место
Британский поэт
8 место
Советский физик
9 место
член сборной России по волейболу на Олимпиаде-2000 в Сиднее
10 место
Бывший Губернатор Калининградской области
11 место
Заместитель руководителя Центра специальных проектов телекомпании "Вести"
12 место
Управляющий директор по корпоративным отношениям
13 место
Советник Генерального директора «Росгосстраха»
14 место
Российский священник
15 место
Статистика профиля
Рейтинг компаний
Государственная дума Российской Федерации (Госдума, ГД РФ)
243 персон
Правительство Москвы
58 персон
Первый канал
56 персон
Сбербанк
52 персон
Правительство России
49 персон
Альфа-Банк
46 персон
МТС
41 персон
Билайн
38 персон
Microsoft
38 персон
Tele2
36 персон
ГлобалМСК.ру уделяет особое внимание деятельности известных персон: политиков, чиновников, бизнесменов, банкиров, деятелей культуры и спорта. Их мнение во многом определяет развитие политической, общественной и экономической жизни Москвы и Московской области. Раздел постоянно редактируется нашими журналистами на предмет актуальности информации. Здесь можно найти информацию о генеральных директорах и президентах топовых Московских компаний, чиновниках и общественных деятелях, которые играют ключевую роль в развитии региона.
Цель проекта – создать комфортное информационное пространство для всех субъектов рынка, а также познакомить читательскую аудиторию с деловыми людьми Москвы.
Мы создали внушительную базу персон в Москве, в которой содержится информация о карьерном пути, образовании и другие важные сведения о человеке.
Благодаря автоматическому подсчету количества упоминаний персоны в новостях разделов «Московские новости» и «Московские пресс-релизы» на портале формируется рейтинг популярности и влияния персон. Коллектив ГлобалМСК.ру отслеживает изменения рейтинга и поощряет участников проекта за успехи. В целом рейтинг участников строится на основе глубокого анализа активности PR-служб известных людей, а также отражает качественное состояние информационного поля, формируемого СМИ и пресс-службами вокруг организации.
«Деловые люди Москвы» - проект о персонах, которые своими идеями, словами и поступками оказывают большое влияние на развитие и процветание Москвы.
Потапова Алена

Директор по развитию
Следуйте за нами