07:32
+8 C°
Пробки:   0
$
73.0081
85.6823
Персона
ШТРАУС Рихард

ШТРАУС
Рихард

Композитор

Дата рождения: 11 июня 1864 года

Возраст: 157 лет

Знак зодиака: Близнецы

Профессия: Композитор

Содержание

Биография

Биография

Рихард Штраус – немецкий композитор, экспрессия произведений которого стала реакцией на жизнь социума 19-20 века. Один из известнейших создателей музыки в Германии, он реализовался как музыкант и дирижер. Штрауса уважали при жизни, слава сопутствует его имени и сегодня благодаря бессмертным произведениям.

Детство и юность

Рихард Штраус родился 11 июня 1864 года в Мюнхене. Отец Рихарда был выходцем из простолюдинов, сумевшим добиться признания и положения благодаря таланту валторниста. Он стал первым учителем сына. Мать мальчика была дочерью богатого пивовара и также располагала хорошим образованием и склонностью к музыке. В ее роду были оперные артисты.

В 4 года Рихард начал занятия на фортепиано, а к 6 знал нотную грамоту. К этому периоду относятся первые авторские произведения. Штраус-младший обожал музыку, учился ей с удовольствием и с таким же наслаждением занимался творчеством. Методики, которые передавал отец, казались юноше устаревшими, и он занимался поиском новых веяний.

В 10 лет мальчик впервые услышал музыкальные произведения Рихарда Вагнера. Штрауса покорило настроение и стиль опер автора. В этом он не сходился с отцом, считавшим творчество Вагнера низменным. Отец запрещал сыну слушать эту музыку. Изучить ноты «Тристана и Изольды» Рихарду удалось, лишь став совершеннолетним.

На репетициях придворного оркестра Штраус-младший изучал теорию музыки и оркестровки благодаря протекции отца. Кроме того, он занимался дома и изучил гимназический курс. Затем в Мюнхенском университете будущий композитор знакомился с историей искусства и философией.

Дирижер Фридрих Майер давал Штраусу уроки гармонии и объяснял анализ форм. Участвуя в любительском оркестре, Рихард пробовал знания на практике и создавал первые композиторские эксперименты. Его талант был столь очевиден, что поступать в консерваторию не было необходимости. 

Музыка

Ранние работы Штрауса характеризовали как пример умеренного романтизма. Одаренность начинающего автора по достоинству оценили музыкальные критики, исполнители и дирижеры. Ханс фон Бюлов сделал Штрауса своим преемником, доверив молодому человеку руководство придворным оркестром герцога Саксен-Мейдингенского. Но того тянуло на широкие просторы, и Рихард покинул город, стремясь к большим свершениям.

Он занял должность 3-го капельмейстера в Мюнхенской придворной опере. Музыкальные опыты сложились в симфоническую фантазию, навеянную поездкой в Италию, и в 1886 году родилось произведение «Из Италии».

Спустя 3 года в качестве служителя Веймарского придворного театра Штраус писал оперы и параллельно работал над симфонической поэмой «Дон Жуан», презентованной в 1889 году. Сочинение Штрауса имело ошеломительный успех. Рихарду было 25 лет, его творческая биография начинала становление, а музыкальный мир уже был готов ему покориться.

Следующим знаковым произведением стала опера «Макбет». Критики считали ее перенасыщенной, а отец резко высказывался о сочинении сына, прося доработать материал. Инструментальные излишества и чрезмерность портили впечатление от музыки. Но описанное в ней душевное состояние все же пришлось по вкусу некоторым слушателям. Шекспировский трагизм, напряженность и обреченность звучат в мелодике оперы.

В 1889-м публика познакомилась со «Смертью и просветлением», описывавшей человеческие слабости и восприятие перемен. В произведении слышится страх перед изменениями, сопутствующий смене правительственного строя и неясным перспективам будущего.

В 1893 году Штраус преподнес публике музыкальную драму «Гунтрам». А в 1895-м показал аудитории «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля», посвященные приятелю Артуру Зайдлю. 15-минутное произведение критики характеризовали как лучшее в числе авторских композиций. Короткая пьеса состоит из 27 эпизодов о жизни и похождениях литературного героя.

1896-й ознаменовался выпуском «Так говорил Заратустра». Зайдль принял участие в работе над музыкальной поэмой. По счастливой случайности он же стал и идейным вдохновителем, подарив другу книгу Ницше.

Симфоническая поэма, состоящая из 9 фрагментов в соответствии с главами книги, стала ярким примером немецкого романтизма. Штраус дирижировал на премьере во Франкфурте и привел критиков и публику в восторг. В 1904-м он написал «Домашнюю симфонию», которой ознаменовалось завершение работы над циклом произведений этого жанра.

В 1905 году для актрисы Сары Бернар Штраус написал драму по пьесе Оскара Уайльда«Саломея». Полтора года понадобилось Штраусу для работы над симфонией. Премьера стала скандальной. Чрезмерный эротизм, выразительные контрасты и иллюстративность на сцене создали апофеоз вокруг произведения.

Немецкий пуританский зритель с трудом принял сочинение Штрауса. Артисты отказывались исполнять пьесу. Затем последовала «Электра». Два произведения начали шествие по Европе, постепенно входя в репертуар различных театров.

Рихард начал активнее работать в качестве дирижера и получил пост в Берлинском придворном оркестре. Затем его назначили музыкальным директором Берлинской придворной оперы. Музыкальные фестивали под эгидой имени Штрауса проводились в разных городах Германии. Новатор оказался востребованным. Его тепло принимали на гастролях, а слушатели в США на 2 месяца «похитили» дирижера, который дал в Америке 35 концертов.

Энергичный и трудолюбивый музыкант создал «Кавалера розы» в 1911-м. За ним последовали новые оперы, музыкальные сочинения для хоров и оркестровые пьесы. Штраус путешествовал с гастролями по Европе, США и в 1913-м добрался до России. В это время он уже работал над «Альпийской симфонией», увидевшей свет в 1915 году в Берлине. Ее мелодия считается одной из популярнейших в классической музыке.

Композитор сотрудничал с Гуго фон Гофмансталем в работе над «Женщиной без тени». Премьера оперы прошла в 1919 году. В это же время Рихард Штраус получил приглашение стать директором Венского оперного театра, где трудился в последующие 5 лет. Он создавал балеты и оперы.

В сложное время смены политических режимов Штраус всегда оставался при своем. Он чувствовал настроение народа и откликался на него музыкой. Не испытывая кризисов, композитор не переставал творить, сочиняя романсы и оперы.

Тяжело переживая смерть Гофмансталя, музыкант искал нового партнера и увидел его в Стефане Цвейге. Но гитлеровский режим не одобрял деятельности автора. Штраусу было тяжело смириться с унижениями партнера, и он подал в отставку.

Композитор работал в легкой игривой манере, его музыка полна позитива и жизнелюбия. Авторству Штрауса принадлежат знаменитые оперы «Дон Кихот», «Жизнь героя» и сюита «Мещанин во дворянстве». Композитор с юмором относился к своему творчеству, называя себя «второсортным». 

Личная жизнь

Свою любовь Рихард Штраус встретил в 1887 году, выступая дирижером оперы «Гензаль и Гретель». В постановке была занята артистка Паулина Мария де Ана, в которую без памяти влюбился композитор. Выступая ее покровителем, он предложил артистке партию в опере «Гунтрам».

Паулина обладала непростым характером. Несмотря на это, в 1894 году состоялась ее свадьба с Рихардом Штраусом. Брак сопровождали скандалы, провоцируемые женой. Штраус был счастлив в личной жизни и стойко переносил ее невзгоды. После ссор с супругой его часто посещало вдохновение, поэтому он считал Паулину музой. Для нее автор написал несколько песен, которые вознесли исполнительницу на пьедестал славы. Но это не уменьшало склонности Паулины ревновать мужа и устраивать сцены.

Несмотря на непростые отношения, у пары были дети. В 1896 году родился наследник композитора Франц Штраус. Его появлению на свет посвящена «Домашняя симфония».

Но любимый сын не снизил градус вспыльчивости Паулины. Она открыто нелестно отзывалась о муже, критиковала его на публике, демонстрировала непутевый характер в обществе и дерзила влиятельным особам. Штраус души в ней не чаял, хотя и стал жертвой вспыльчивости.

Однажды получив записку о якобы начавшихся отношениях мужа на стороне, певица развелась с ним. После этого Штраус ни с кем не жил, так как всю жизнь любил одну женщину и продолжал посвящать ей свои произведения. 

Смерть

Рихард Штраус прожил долгую жизнь. Смерть застала его на 86-м году. Композитор был слаб и дряхл. Его организм сильно износился из-за усердной работы. Часто давали знать о себе слабость и больное сердце. Иногда Штраус даже терял ясность сознания. Причина смерти композитора оказалась естественной в силу его возраста. 8 сентября 1949 года он скончался.

Любопытный факт связан с фамилией Штрауса. Его часто принимают за родственника другого известного композитора, Иоганна Штрауса, которого прославили сочиненные вальсы. Но единственным интересным фактом, объединявшим двух музыкантов, стал повышенный интерес нацистов с приходом к власти Адольфа Гитлера.

Музыкальные произведения

1887 – «Из Италии»
1889 – «Дон Жуан»
1890 – «Макбет»
1895 – «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля»
1896 – «Так говорил Заратустра»
1898 – «Дон Кихот»
1904 – «Домашняя симфония»
1905 – «Саломея»
1909 – «Электра»
1911 – «Кавалер роз»
1928 – «Елена Египетская»
1935 – «Молчаливая женщина»
1938 – «День мира»

Рейтинг ГлобалМСК.ру

Занимает место
Главный
№4871
Главный
Занимает место
Сфера
№277
Сфера
Занимает место
№17
в рейтинге
Композитор
Профессия

Родились в один день

Дата рождения: 11.06.1864. Возраст: 157. Знак зодиака: Близнецы .
Гороскопы для Близнеца: гороскоп на сегодня, гороскоп на завтра, гороскоп на неделю, гороскоп на месяц, гороскоп на год.
До следующего дня рождения осталось дней: 258 дней.
Поэтесса, писательница, литературовед, литературный критик, переводчик
1 место
Российский пианист-виртуоз и общественный деятель. Народный артист РФ. Лауреат Государственной премии РФ
6 место
Начальник управления информационных технологий
9 место
Французский исследователь
10 место
Стендап-комик
12 место
Исполнительный директор АНО «Агентство инвестиций в социальную сферу»
13 место
Русский публицист
14 место

Обсуждение

Статистика профиля

Упоминания
Просмотры
Рейтинг компаний
Государственная дума Российской Федерации (Госдума, ГД РФ)
246 персон
Правительство Москвы
60 персон
Первый канал
56 персон
Сбербанк
50 персон
Правительство России
48 персон
Альфа-Банк
45 персон
МТС
44 персон
Tele2
38 персон
Microsoft
38 персон
Билайн
37 персон
ГлобалМСК.ру уделяет особое внимание деятельности известных персон: политиков, чиновников, бизнесменов, банкиров, деятелей культуры и спорта. Их мнение во многом определяет развитие политической, общественной и экономической жизни Москвы и Московской области. Раздел постоянно редактируется нашими журналистами на предмет актуальности информации. Здесь можно найти информацию о генеральных директорах и президентах топовых Московских компаний, чиновниках и общественных деятелях, которые играют ключевую роль в развитии региона.
Цель проекта – создать комфортное информационное пространство для всех субъектов рынка, а также познакомить читательскую аудиторию с деловыми людьми Москвы.
Мы создали внушительную базу персон в Москве, в которой содержится информация о карьерном пути, образовании и другие важные сведения о человеке.
Благодаря автоматическому подсчету количества упоминаний персоны в новостях разделов «Московские новости» и «Московские пресс-релизы» на портале формируется рейтинг популярности и влияния персон. Коллектив ГлобалМСК.ру отслеживает изменения рейтинга и поощряет участников проекта за успехи. В целом рейтинг участников строится на основе глубокого анализа активности PR-служб известных людей, а также отражает качественное состояние информационного поля, формируемого СМИ и пресс-службами вокруг организации.
«Деловые люди Москвы» - проект о персонах, которые своими идеями, словами и поступками оказывают большое влияние на развитие и процветание Москвы.
Потапова Алёна

Директор по развитию