12:17
+2 C°
Пробки:   1
$
61.8031
68.2924
Персона
ЛЕТТ (МАТВЕЕВА) Яна

ЛЕТТ
(МАТВЕЕВА)
Яна

Должность: Писатель

Дата рождения: 23 января 1992 года

Место рождения: Москва

Знак зодиака: Водолей

Деятельность: Писатель-фантаст. Автор книги: "Учительница-Первая", преподаватель

Профессия: Писатель

Содержание

Биография

Яна Матвеева, пишет под псевдонимом «Яна Летт». Родилась и живет в Москве, закончила филологический факультет МГУ, поучилась было в аспирантуре, но довольно быстро поняла, что научная карьера не для меня. Зарабатываю на жизнь преподаванием русского и литературы, в основном готовлю старшеклассников к экзаменам. Очень люблю и русский с литературой, и преподавание, так что, думаю, мне повезло. Для души учу сербский язык (чтобы читать в оригинале Милорада Павича, любимого постмодерниста) и занимаюсь танцами, а также веду творческую мастерскую для начинающих авторов в Москве. Проект «М.О.С.: Мастерская образного слова» существует уже почти три года.

Пишу всерьез (то есть регулярно и с четко для себя поставленными целями) около двух лет, а вообще писала всегда, сколько себя помню, с раннего детства – и прозу, и стихи.

Думаю, начала писать, потому что всегда была очень читающим ребенком. Все мое детство прошло в завороженности чужими историями – попытка создать собственную была вопросом времени.

Раньше раскачивалась тяжело, сейчас, кажется, рецепт найдет – для меня строгий норматив хорошо работает, поэтому, если идея уже есть, а он установлен, буду садиться и писать каждый день, не отлынивая, независимо от степени загруженности другими делами. Но вот докрутить идею до нужного для начала работы масштаба… Вот это да, бывает сложно J

Пишу все равно – это мой главный способ проходить пороги. По ходу дела может прийти нужное решение, а если нет – что ж, всегда можно вернуться к неудавшемуся отрывку потом и переделать его.

Неоригинально черпаю идеи в том, что меня окружает и в том, что люблю. Например, мой последний роман, «Мир из прорех» – постапокалиптика, потому что жанр очень люблю – часто думаю о том, как поступила бы в той или иной ситуации. Для меня постапок – про столкновение изнеженного цивилизацией человека не только с трудностями выживания, но и с самими собой. Впрочем, делать что-то классически жанровым неинтересно – поэтому постапок у меня непростой, с нестандартным основополагающим допущением. В итоге вышло скорее постапокалиптическое фэнтези.

На данный момент последний роман, «Мир из прорех», рассказы – «Культ моря» и «Учительница-Первая» (и тот, и другой, кстати, можно найти на БС, только «Культ моря» выложен давным-давно и с другого аккаунта). Из стихов «Ванна» и «Я родилась в девяноста втором», их можно почитать на моей странице на стихи.ру.

Относительно произведения «Учительницы»: Основной идеей рассказа было все же не то, что они прониклись литературой, а то, что они прониклись самой идеей человечности и ее проявлениями – в литературе в том числе. Что же до самого вопроса – пожалуй, что верю. В научной среде не раз видела, скажем, японцев, всю жизнь отдавших изучению русской культуры, и наоборот. По сути, Россия и Япония – разные миры, у жителей этих двух стран абсолютно разная психология, но это не отменяет возможности зарождения взаимного интереса такой силы.

Да, но японцы все-таки люди. А вот, например детям, воспитанным животными, так никакую литературу привить и не смогли. А тут совсем другое строение тела, другая физиология, другая биохимия.

Мы спорим, или это продолжение интервью?) Рассказ – в значительной степени метафора, во-первых) А во-вторых, в большом количестве фантастических произведений встречаются инопланетяне-ученые, изучающие чужую культуру, условные приезжающие по обмену, успешно интегрирующиеся в чужую среду, – мне кажется, это, в общем, привычное допущение для жанра. Примеры – «Посольский город» Мьевилля, «Марсианские хроники», «Аватар» Кэмерона и т.д. Мы не можем знать пока что ничего ни про психологию, ни про физиологию инопланетян, а значит не можем знать, способны ли они заинтересоваться нашей литературой или культурой – стало быть, потенциально способны.

Несколько одновременно произведений писать не могу – во всяком случае, если речь идет о больших вещах. Попыталась, но это привело только к тому, что один из романов оказался безнадежно заброшен – уже написанных десяти авторских листов было жаль, но, видимо, так было надо… Параллельная работа полностью перетянула внимание на себя, и на ее фоне стали остро видны недостатки другой. Параллельно могу написать разве что рассказ или стихотворение.

Ни за одно произведение мне не стыдно. Всему свое время и место, а без слабых и ученических работ никогда не родится сильный автор.

Как читатель скажу – яркие герои и захватывающий сюжет, как филолог – индивидуальный стиль, как автор – большая любовь создателя к своему тексту. Если она есть, читатель это непременно почувствует и оценит.

Я могу перечислять любимых бесконечно. Навскидку – Гоголь, Набоков, Фаулз, Линдгрен, Янссон, Кэррол, Льюис, Стивен Кинг, Нил Гейман, Кэтрин Валенте, М. Петросян, Милорад Павич, Мандельштам, Цветаева, Стругацкие, Леонид Андреев… Кажется, надо остановиться J

13. Что Вы считаете самым трудным в жизни?

Самым трудным в жизни я считаю это слушать себя и поступать так, как хочется.

Это прозвучит высокопарно, но творчество действительно дает мне чувство призвания. В моей жизни много хороших и интересных вещей, но только когда я пишу, по-настоящему чувствую, что делаю то, что надо.

Сейчас я на перепутье – в планах вторая часть планируемой трилогии (о первой части которой я уже рассказала выше) и вообще новая вещь в жанре магического реализма, более серьезная и сложная, актуальная и злободневная, чем все, что я делала до сих пор. Колеблюсь и не решила пока, за что именно взяться, поэтому потихоньку делаю заметки и по тому, и по-другому.

Ощущаю разницу между мужской и женской литературой и думаю, что это хорошо. И женский, и мужской взгляд очень интересны… А отделить гендер от личности автора, на мой взгляд, не проще, чем отделить личность автора от текста J

Нынешнее засилье женского фэнтези, иронических детективов, лит-RPG, фанфиков и «попаданцев» не убивает серьезную литературу. Аудитория серьезной литературы и аудитория массовой «жвачки» – это разные люди. На первых ни фанфики, ни иронические детективы повлиять никак не могут, потому что такая литература в принципе лежит в плоскости вне их мира. Другой вопрос, что это самое нынешнее засилье делает более трудным поиск хорошей книги для неопытного читателя, особенно такого, которому не повезло с культурой чтения в семье, а вот это уже может быть печально.

19. Сериальность это благо или вред для автора?

Сериальность для каждого автора индивидуальна, видимо Мартину, Льюису и Роулинг, например, не повредила. В сериальности главное одно – вовремя остановиться.

Для меня низкопробная книга оказаться увлекательной, – ответ почти наверняка «нет». Я избалована хорошими текстами, и читать даже очень интересный в плане сюжета текст, который плохо написан, не буду.

Своим коллегам по перу я советую не сдаваться, если правда чувствуете, что писательство – ваше призвание.

Если бы можно было выбрать, где жить, то выбрала бы мир своего первого романа – детской сказки «Восемь Дверей», населенной самыми разными милыми созданиями… В нем у меня даже сама Москва получилась вполне уютной J

Считаю, что, чтобы обнаружить уютность Москвы, надо быть ее опытным пользователем

Написание фанфика к какой-либо из Ваших книг я восприняла бы как комплимент своему творчеству. Приятно, если мир увлек настолько, что из него не хочется вылезать.

Если бы мне предложили экранизацию одной из книг, но какой-то одной, то я бы выбрала последнюю. Там много потенциально зрелищных сцен и хороший задел для коммерчески успешной франшизы

Я могла бы сыграть там Веру Михайловну из «Учительницы-Первой». Главные герои других моих законченных произведений – дети или подростки, увы, их роли я уже переросла.

В какой-то мере другие люди сейчас участвуют в моем творчестве – могу обратиться к мужу или друзьям за советом или спросить их мнения по поводу той или иной идеи. Соавторства в классическом смысле, пожалуй, не хочу – я слишком деликатна и часто соглашалась бы с соавтором, просто чтобы его не обижать… Не думаю, что такая уступчивость шла бы на пользу результату совместной работы. Хотя Гейману, Кингу или Валенте не грех и уступить.

28. Какие концовки книг у вас любимые?

Я люблю концовки у книг, оставляющие в глубоком восхищении и шоке и дающие простор для долгого обдумывания после – как в «Доме, в котором» Мариам Петросян.

Кажется персонажи моих книг снились мне даже, пару раз случалось.

Иногда возникает желание переписать какое-либо из произведений, но переписывание дается мне гораздо тяжелее, чем написание чего-то нового с нуля.

Как показывает практика, писатель способен прокормиться в нынешних реалиях своим творчеством, если он дорастает до уровня Пелевина или Акунина, Олди или Дяченко… Дело за малым – дорасти.

Мой недавний опыт доказал, что, безусловно, участвовать в различных конкурсах стоит. Не знаю, где и как еще я могла бы получить настолько мощный заряд мотивации, как на «Новой фантастике». До сих пор вспоминаю с огромным теплом в душе – этот волшебный вечер был наградой за долгие вечера сомнений в собственных силах, метаний и кризисов. Он подарил мне надежду на то, что, возможно, все получится J Пользуясь случаем, хочу пожелать всем побед в правильное время – а чтобы их одержать, безусловно, надо «купить лотерейный билет». К тому же, про некоторые издательства вообще говорят, что самотек они практически не читают – отбирают тексты исключительно по конкурсам, а значит, участие в них становится единственным способом привлечь к себе внимание.

Летом съежу на фантастический литературный семинар от Ассамблеи фантастики в Питере и узнаю точно J Но сейчас могу сказать, что, по-моему, скорее полезны, чем нет – хотя бы потому, что присутствие единомышленников уже очень помогает в создании плодотворной творческой среды… Главное, чтобы обилие тусовок не начало мешать собственно творчеству.

Хотелось бы стать профессиональным писателем и повлиять на жизни многих людей – к лучшему, конечно же.

35. Чего больше в писательском успехе: упорного труда или таланта?

Полагаю, в писательском труде есть и талант и упорный труд – причем у более упорного, но менее талантливого будет больше шансов достичь успеха.

Можно почитать рассказы « Учительница-Первая» и «Культ моря» на БС, «Законы жанра» на сайте «Пролета фантазии». На стихи.ру выкладываю стихи под именем «Яна Ногачевская». Остальное, надеюсь, однажды представится возможность порекомендовать в бумаге – в интернете моих произведений пока что немного. Возможно, скоро буду осваивать платформы для авторов. 

Рейтинг ГлобалМСК.ру

 

Упоминания в новостях

Смотреть все
Стартовал новый сезон литературного конкурса «Новая фантастика»!
3 октября 2019 года
2505
1 октября 2019 года стартовал новый сезон конкурса «Новая фантастика» - одного из самых крупных конкурсов по фантастике на русском языке. Организаторы увеличили призовой фонд и собираются побить...
Объявлены победители всероссийской премии «Новая фантастика»
25 июля 2019 года
3881
23 июля в галлерее в центре Москвы состоялось вручение всероссийской литературной премии «Новая фантастика» сезона 2019 года.   Более 100 гостей, включая ведущих писателей, руководителей...

Родились в один день

Дата рождения: 23.01.1992. Возраст: 28. Знак зодиака: Водолей.
До следующего дня рождения осталось дней: 363 дней
ПУЧКОВ Андрей Сергеевич

ПУЧКОВ Андрей Сергеевич

Заместитель председателя правления
ВТБ
СМУШКИН Захар Давидович

СМУШКИН Захар Давидович

Председатель совета директоров акционерного общества «Группа «Илим»
Группа Илим
ПЕТРОВА Евгения

ПЕТРОВА Евгения

участница тревел-шоу
ИНШАКОВ Александр Иванович

ИНШАКОВ Александр Иванович

Президент Ассоциации каскадёров России, президент с 2004 Национальной федерации каратэ Рос
СТРЫГИН Илья Юрьевич

СТРЫГИН Илья Юрьевич

Директор по информационным технологиям
Соллерс
Рейтинг компаний
Государственная дума Российской Федерации (Госдума)
243 персон
Правительство Москвы
59 персон
Первый канал
56 персон
Сбербанк
52 персон
Правительство России
50 персон
Альфа-Банк
47 персон
МТС
41 персон
Билайн
38 персон
Microsoft
38 персон
Газпром
33 персон
Следуйте за нами