02:57
Пробки:   5
$
93.2918
99.5609
Экспертное мнение! Биологическая безопасность – информация к размышлению
Экспертное мнение! Биологиче...
Подписка на рассылку

Экспертное мнение! Биологическая безопасность – информация к размышлению

21 октября 2020
5544
14 мин.
16
Экспертное мнение! Биологическая безопасность – информация к размышлению

Рабочая группа по проблемам в сфере негосударственного обеспечения безопасности предпринимательской деятельности от оружия массового применения и угроз экологического характера Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности, Экспертный Совет Национального комитета общественного контроля России ведут аналитическую работу по оценке состояния биологической безопасности в Российской Федерации в условиях пандемии от коронавирусного заражения населения и территории.

Что мы имеем? Основным системообразующим и стержневым законодательным актом Российской Федерации (РФ) по обеспечению биологической безопасности населения и территории в военное и мирное время является Закон РФ от 05. 03. 1992 г. №2446-1 «О безопасности», получившего дальнейшее развитие в Законах «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (№68-ФЗ от 21. 12. 1994 г.), «О гражданской обороне» (№28-ФЗ от 12. 02.1998 г.), Постановлении Правительства РФ от 04. 09. 2003 г. «О подготовке населения в области защиты о чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и других руководящих документах министерств, ведомств, органов государственной власти, самоуправления, организаций и предприятий. Разработанные и действующие законы и документы по биологической безопасности в РФ в полном объёме определяют организационно - правовые нормы, отношения государства и населения, принципы, цели, задачи, контроль и надзор, финансирование, материально- техническое обеспечение и ответственность при реализации их на территории РФ и защите населения. Можно с уверенностью констатировать, что законодательная и нормативно – правовая база РФ по биологической безопасности является одной из лучшей в мировой практике по её применению. Неблагополучная обстановка биологической безопасности в РФ и за рубежом в начале 20-тых годов вызвала необходимость, под руководством Совета безопасности РФ, разработки долгосрочного фундаментального, программного документа и на его основе Законов и соответствующих Федеральных целевых программ по обеспечению биологической безопасности населения и территории РФ. Члены Рабочей группы принимали непосредственное участие в создании вышеуказанных документов и в настоящее время работают по их реализации.

В декабре 2003 года Совет безопасности РФ рассмотрел и принял «Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (Основы)», которые утвердил своим Указом Президент РФ от 04. 12. 2003 года №Пр-2194., а затем они пересмотрены в соответствии со сложившейся реальной внешней и внутренней обстановкой и утверждены Президентом РФ в 2013г. (Указ Президента РФ от 01.12.2013 г. № Пр. – 2573 до 2020 г.) и в 2019г. (Указ Президента РФ от 11.03.2019 г. № Пр.-97 до 2025 г.). На основании Указов для их реализации были приняты Федеральные целевые программы «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (ФЦП)», а в настоящее время разрабатывается «Закон о биологической безопасности» (срок 2020год). Таким образом, на основании вышеизложенных руководящих документов по биологической безопасности при их выполнении и реализации государство и население РФ готово в мирное и военное время успешно и эффективно противостоять внешним и внутренним биологическим угрозам. Поэтому за прошедшие 15 лет задачи первого периода должны быть выполнены. Однако объективные внешние и внутренние предпосылки и факторы, которые существовали ещё с начала 20-тых годов, не позволяют утверждать о готовности к биологической защите населения и территории РФ. Свидетельством этого в настоящее время может быть биологическая обстановка и защита населения от коронавирусной эпидемии на территории РФ.

Для оценки сложившейся обстановки биологической опасности можно утверждать о наличии:

1. Внешних угроз биологической безопасности:

  • рост научно-технических предпосылок к разработке, производству и использованию иностранными государствами биологически опасных агентов, продукции двойного назначения и оружия нового поколения, не подпадающих под запрет и контроль в рамках международных соглашений РФ (референские лаборатории США);
  • опасность проведения биологических террористических актов и очаговых инфекционных заболеваний населения, скота, птицы и сельскохозяйственных культур;
  • проведение медико-фармацептической агрессии медицинской мафией, ставшая политико-экономической структурой, в основе которой является контроль производства лекарственных препаратов в мировых масштабах, а также влияние на политику научных и медицинских исследований, навязывание стандартов, норм и методов врачебной практики, регламента отношений между врачами и пациентами, обучение в системе медицины с последующим отбором и курированием перспективных кадров;
  • воздействие с помощью финансовых рычагов на ВОЗ крупных медицинских компаний США и Европы с целью ограничения и не допуска российских компаний и лечебных препаратов на мировой рынок;
  • невозможность с помощью международно-правовых средств проверки выполнения Конвенции запрещения биологического и токсинного оружия в США из-за отказа подписания ими в 2001 году соответствующего протокола;

2. Внутренних угроз биологической безопасности:

  • не разграничены полномочия и ответственность органов государственной власти и не установлены права и обязанности граждан и индивидуальных предпринимателей и организаций в области обеспечения биологической безопасности;
  • недостаточность индивидуальных средств защиты в мобилизационных запасах (государственных, местных и производственных) для населения в опасных биологических зонах;
  • либерализация российской экономики не обеспечивает и тормозит выполнение Основ;
  • не созданы промышленные мощности по производству коллективных и индивидуальных средств защиты (многоразовых медицинских респираторов изолирующего и фильтрующего типа) для населения и медицинских работников, мобильных пунктов специальной обработки и дезинфекции для медицинских стационаров;
  • неэффективный государственный надзор (контроль) за выполнением и соблюдением требований по биологической безопасности на основании законодательных актов по безопасности, гражданской обороне и Основам в субъектах федерации, государственных и негосударственных структурах;
  • отсутствие в местах скопления работников и населения автоматических стационарных средств предупреждения и контроля биологической опасности и недостаточность научно- технических разработок и производственных мощностей мобильных и индивидуальных экспрес-сигнализаторов в окружающей среде биологически-опасных агентов и их продуктов;
  • низкий уровень культуры, знаний, дисциплины и практики граждан в области обеспечения биологической безопасности и отсутствие участия государственных и частных СМИ в процессе обучения, действия и психологической подготовки населения в условиях биологической опасности;
  • не создан Федеральный орган, объединяющий все направления биологической безопасности, которого требует реальная внешняя и внутренняя биологическая обстановка, предотвращение и ликвидация бактериологических угроз, а также многолетний опыт деятельности советских и российских государственных, научных, военных и производственных структур по защите страны от ОМП;

Что необходимо предпринять?

На основании вышеизложенного можно провести анализ состояния технических сил и средств противодействия биологической угрозе на период начала пандемии коронавируса в РФ. Государственные структуры, Министерства и ведомства, имея на вооружении 15 -летние действия Основ и её ФЦП с бюджетным финансированием, с учётом мирового и собственного опыта борьбы со смертельными эпидемиями птичьего, свиного, гонконгского гриппа, атипичной пневмонии, коронавируса (MERS-CoV) должны быть пересмотрены и выполнены соответствующие планы противодействия смертельным эпидемиям, табели положенности медицинских коллективных и индивидуальных средств защиты, приборов и оборудования, подготовить к использованию мобилизационные запасы мирного времени государственных структур, предприятий и организаций, пункты специальной обработки и санитарных пропускников, резервные места изоляции заражённого населения.

Исходя из начальных мероприятий противодействия коронавирусной эпидемии можно констатировать неготовность сил и средств к защите населения. В связи с тем, что глобальное распространение эпидемии (пандемии) на территории страны не прогнозировалось в должном порядке, практически не отрабатывались на теоретических и практических учениях с привлечением МЧС, Войск РХБЗ МО, Росгвардии, Минздрава, Роспотребнадзора, Минпромторга, Минтранса и др. противодействие и ликвидация биологических угроз. Найти выход и решения из сложнейшей сложившейся государственной угрозы и опасности смог по российской традиции только Президент РФ Путин В.В., опираясь на профессионализм медицинских работников на местах, мобильность МО и МВД, сознательность, дисциплину и терпение российского народа. Однако, решать такие сложные и многогранные задачи в ручном режиме невозможно.

Реальная, главная задача населения по противодействию эпидемии коронавируса – это индивидуальные средства защиты и дисциплина выполнения противоэпидемиологических мероприятий. На первоначальном этапе противодействия коронавирусу население было, хотя и не в полном объёме, обеспечено за свой счёт одноразовыми медицинскими масками наименьшего класса защиты, приобретенные в частных аптеках, которые не защищают от коронавируса (определение ВОЗ), а предназначены для исключения попадания в воздушную среду вредных частиц из носа и горла носителя маски. В последствии для дополнительной защиты кожи рук и неполной дезинфекционной обработки одежды и предметов потребовались медицинские или хозяйственные полимерные перчатки и спиртовые (более 70-ти градусные) спец.растворы соответственно. Медицинские работники обеспечивались табельной, штатной индивидуальной защитой. Жизнь и здоровье граждан – это главная, не обсуждаемая, задача государства и её руководителей, даже в условиях либеральной экономики, сложной политической, экономической и социальной обстановки в условиях международных санкций. Вместе с тем, в период коронавируса, медицинская маска, предложенная Минздравом и Роспотребнадзором населению, замена её несколько раз в день в условиях, не гарантирующих чистоту окружающей атмосферы, без установленных правил утилизации в условиях пандемии коронавируса, изготовление и продажа её не аттестованными предприятиями и даже в домашних условиях показала полную неготовность предприятий Минпромторга к выпуску защитных индивидуальных средств населению в достаточных объёмах. Медицинская маска в период пандемии и эпидемии коронавируса в основном является психологическим фактором противодействия безысходности и паники населения. Роспотребнадзор и Минздрав в первые дни эпидемии коронавируса должны были разработать практическую памятку действия населения и с помощью Почты России доставить её каждому гражданину на зараженной территории.

Подтверждением недостаточного контроля за выполнением мер биологической защиты являются беспрецедентные факты заражения коронавирусом руководителей Правительства и Аппарата Президента, руководства Медучреждений, а самое прискорбное - медперсонала со смертельным исходом. Дисциплина, требовательность, профессионализм, обеспеченность защитными техническими, медицинскими и лекарственными средствами – это основные факторы победы над коронавирусом.

Будем надеется, что из пандемии коронавируса будут извлечены уроки, налажено производство индивидуальных средств защиты, обеспечение ими населения, а также постоянное профилактическое применение методов терапии для повышения защитных функций человеческой клетки и всего его организма.

Коллективные средства защиты, полная специальная и санитарная обработка, средства индикации и предупреждения биологического заражения являются основными методами обеспечения биологической безопасности. Однако в настоящее время в системах вентиляции, рециркуляции, вытяжки и кондиционирования воздуха в существующих и строящихся зданиях и сооружениях с постоянным или временным нахождением людей отсутствуют предфильтры с высокой степенью защиты от мелкодисперсных токсичных аэрозолей, бактерий и вирусов любых размеров. Такие требования должны быть заложены в строительные нормы и нормативы надзирающих органов при контролирующих проверках приемки и эксплуатации мест проживания, ожидания, работы и перевозок населения. Начальный период противодействия коронавирусной инфекции показал, что в местах большого скопления людей: железнодорожные, морские, речные вокзалы и аэропорты, пограничные и таможенные пропускные пункты, стационарные и временные карантинные медицинские учреждения, лечебные клиники, госпиталя и санатории не оборудованы на входе и выходе мобильными или стационарными пунктами специальной и санитарной обработки полного цикла с выдачей чистой одежды, перчаток и многоразовых фильтрующих (изолирующих) медицинских респираторов. С целью разделения людских потоков для снижения массового заражения при прибытии и эвакуации пассажиров и обслуживание персонала с мест биологической опасности необходимо было предусмотреть специальные переходы оборудованные системами подачи нормированного чистого горячего воздушного потока с фильтрующей вытяжкой и мощного безопасного ультрафиолетового облучения с расчетным временем движения обрабатываемых.

Особой мерой противодействия коронавирусной инфекции в условиях пандемии являются средства массовой информации (СМИ). В государственных и частных СМИ должна действовать аксиома – объективность, правдивость, профессионализм, своевременность и массовость. С целью обеспечения биологической безопасности в условиях пандемии принципы демократии в виде свободы слова и печати должны иметь рамки государственной политики. Фейки, общественные программы и шоу, различные анализы и прогнозы политологов, общественных деятелей и даже депутатов не должны содержать материалы их непрофессионального умозаключения по биологической безопасности, которые влияют и вносят необъективные толкования в противоэпидемические действия государства и населения, сеют панику и противодействие установленным мерам безопасности. Федеральные и региональные Министерства и ведомства мало используют СМИ в пропаганде и обучении биологической безопасности. Медицинские шоу в условиях либеральной экономики на государственных каналах ведут скрытую рекламу в основном зарубежных неэффективных дорогих противовирусных лекарств и препаратов, используя алгоритм: информация – убеждение - исключение посещения и назначения врача– аптека – лекарство – прибыль. Правовое привлечение ведущих шоу и их экспертов за результат лечения зрителей, которым внушили быстрое выздоровление, не представляется возможность. Медицинская общественность негативно относится к такой биологической пропаганде и не раз обращала внимание и призывала государственные структуры закрыть такие программы, но, наверное, есть определённые скрытые факторы, которые влияют на принятия решения.

Сейчас, рабочая группа Комиссии РСПП организует оказание проектной и практической помощи негосударственным структурам в вопросах биологической безопасности, её планирования и технического обеспечения силами ведущих научных и технических специалистов с многолетним практическим стажем работы по защите от ОМП. Данная статья создавалась, когда уже биологическая обстановка в стране стабилизировалась, и продолжение публикации выйдет с целью обобщения результатов противодействия эпидемии коронновируса. Мы надеемся, что статья будет иметь положительный отзыв в государственных и негосударственных структурах и активизирует выполнение научных, технических и практических работ по выполнению «Основ» и её ФЦП.

Автор: Юрий Владимирович Ильин - заместитель председателя Правления Национального комитета общественного контроля, руководитель группы Комитета, член Совета Московской ТПП и Лауреат премии им. Л.А. Костандова

Персоны1 и Компании15 в новости

Президент Российской Федерации
1 место
Росгвардия
2 место

Общественная редакция в Москве

Мы разработали способ поддержки региональных независимых сюжетов, волнующих местных жителей. Мы собираемся использовать его для развития "Общественной редакции", нового дома для лучших региональных журналистов.  Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи.
В рамках проекта планируется дальнейшее построение "Общественной редакции", членами которой становится каждый подписчик с правом голоса. Все важнейшие вопросы в деятельности Редакции решаются путем открытого голосования. Финансирование Редакции осуществляется за счет ежемесячных пожертвований подписчиков. Узнать больше
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8119648483
Умерли за год
19058241
Родились за год
46886646